«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 21

VI. Духовная брань. В заключительной части Послания (Еф. 6:10–20) верующие призываются рассматривать свою жизнь как часть драмы, которая изображается как битва, охватывающая весь тварный мир. Они должны сознавать себя как воинство Христово, как христианские солдаты, оснащённые от Бога полным вооружением («всеоружием»), обладающие всей силой, которую предоставил им Бог спасением во Христе («шлём спасения»), через Евангелие и действие Святого Духа («меч духовный, который есть Слово Божие»; Еф. 6:17). Первые четыре предмета вооружения (пояс, доспехи, поножи, щит) изображают следующие качества: истинность (честность, правдивость), праведность, готовность к миротворчеству, провозглашаемому Евангелием, и веру как полное доверие Богу во Христе. Всё, что в Послании ранее говорилось о правдивости речи, о чистоте в слове и деле, о любви, благодарении и богослужении, о рассудительной, исполненной Духа жизни в христианском доме и обществе, – всё это теперь предлагается рассматривать как элементы духовной брани, исход которой целиком зависит от «могущества силы» Божьей, предоставленной верующим во Христе, и от их сопротивления духовным силам зла. Самое необходимое в сражении – это устоять, что трижды подчёркнуто в отрывке (Еф. 6:11, 13, 14). Согласно раннему Иерусалимскому Лекционарию V–VIII вв., «Послание к Ефесянам» читалось за богослужением в следующие дни: в шестое воскресенье Великого поста – Eф. 4:25–5:2; во вторник, следующий за этим воскресеньем, – Еф. 3:14–21; в Лазареву субботу – Еф. 5:13–17; в Великий понедельник – Еф. 1:3–14; в седьмое воскресенье по Пятидесятнице, в которое также отмечается память св. Афиногена, – Еф. 3:1–13; 23 октября – Еф. 5:20–32; Еф. 6:10–18 мог читаться в дни памяти мучеников; Еф. 2:12–18 и 5:6–12 фигурировали в качестве чтений на молебнах. Согласно Типикону Великой церкви IX–XI вв., «Послание к Ефесянам» читалось за литургией в 23-ю (Еф. 2:4–10), 24-ю (Еф. 2:14–22), 25-ю (Еф. 4:1–7), 26-ю (Еф. 568b – 19), 27-ю (Еф. 6:10–17) недели и 28-ю (Еф. 1:16–23), 29-ю (Еф. 2:11–13), 30-ю (Еф. 5:1–8a) субботы по Пятидесятнице, в первую субботу Великого поста (Еф. 2:4–10), в понедельник по Пятидесятнице (Еф. 5:8b – 19), в субботу по Просвещении (Еф. 6:10–17) и в некоторые дни неподвижного богослужебного цикла. Также предписывалось читать на выбор отрывки Еф. 2:4–10 или Еф. 5:8–19 на молебном пении в случае землетрясения, Еф. 2:14–18 – на праздники в честь Креста Господня, Еф. 6:10–17 – при монашеском постриге. Мессинский Типикон 1131 г. в распределении чтений из «Послания к Ефесянам» следует Типикону Великой церкви. Большая часть чтений из «Послания к Ефесянам», указанных в Типиконе Великой церкви, сохраняется и в современной литургической практике – в понедельник (день Святого Духа), 23, 24, 25, 26, 27 недели и 28, 29, 30-ю субботы по Пятидесятнице, в субботу по Просвещении, при монашеском постриге. Согласно современному славянскому Апостолу, «Послание к Ефесянам» читается также в четверг и пятницу 16-й, в будние дни 17-й и 18-й седмиц по Пятидесятнице и в неделю по Просвещении (Еф. 4:7–14). Одним из наиболее важных является чтение Еф. 5:20–33 при совершении чина венчания брака. Различные отрывки из «Послания к Ефесянам» могут употребляться при молебном пении (например, Еф. 6:10–17 – «за люди во время брани», Еф. 2:4–13 – «при нашествии варвар»).



 
PR-CY.ru