«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 13

В Еф. 2:11–22 описывается прошлое как отчуждение «от общества Израильского», а настоящее по контрасту изображается как принадлежность к новому народу Божию, состоящему из иудеев и язычников, к новому человечеству, сотворённому Богом путём примирения во Христе. Отрывок Еф. 2:1–10 побуждает читателей увидеть их прошлое в перспективе настоящей жизни в воскресении (Еф. 2:6) и тем самым определяет их дохристианское существование как некое подобие смерти. Такая жизнь была полна греховных преступлений, которые совершались «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе», и по плотским похотям (Еф. 2:2–3). Всё человеческое существование в пространстве и во времени здесь видится как враждебное Богу. Оно подвержено влиянию духовного центра зла, действующего в «веке мира сего», а именно «князя, господствующего в воздухе» и проявляет себя в «противлении» или непослушании Богу. Но прошлое характеризуется не только состоянием пассивного рабства у сил зла. Читателям напоминается об их ответственности за прошлое, поскольку они, как и все прочие, не повиновались Богу (были «сынами противления»), но «жили некогда..., исполняя желания плоти и помыслов», устремляясь к собственному концу, и потому были достойны гнева Божия (Еф. 2:1–3). Вслед за тем говорится о деянии Божьем, которое радикально изменило жизнь читателей «Послания к Ефесянам». Эта перемена произошла по «богатству милости» Бога и по Его «великой любви». Бывших язычников Бог «оживотворил со Христом… и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:5–6), т.е. ввёл их в Царство Небесное. То, что Бог Отец сделал для Иисуса Христа (Еф. 1:19–21), Он сделал также для всех верующих, которые должны ощущать себя участниками Христова воскресения и вознесения. Эту особенность «Послания к Ефесянам» принято рассматривать как учение о «реализованной эсхатологии». «Благодатью вы спасены», «благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:5, 8). Причастие «спасены» употреблено здесь единственный раз в Посланиях апостола Павла. Это должно подчеркнуть то, что освобождающее и спасительное деяние Божье, совершённое в прошлом, продолжает действовать в настоящем. В конце «Послания к Ефесянам», в его увещательной части, читателям предлагается взять у Бога «шлем спасения» (Еф. 6:17). Тем самым им напоминается, что их надёжная защита от продолжающихся атак злых сил гарантирована спасительным деянием, которое Бог уже совершил для них. III. Примирение. В Еф. 2:11–22 рассматривается прошлое читателей Послания в перспективе их жизни в настоящем времени. Дохристианское существование было состоянием сурового лишения в сравнении с положением Израиля. Читателям напоминается об этнических различиях, которые больше не имеют никакого религиозного значения (Еф. 2:11). Некогда Израиль имел реальные преимущества, а бывшие прежде язычниками читатели «Послания к Ефесянам», напротив, не имели никакого отношения к Мессии Израиля, были чужды заветов и обетований. И с этой точки зрения их можно было считать лишёнными истинной надежды безбожниками (Еф. 2:12). Положение ефесян изменилось благодаря тому, что Бог совершил через Христа.

 



 
PR-CY.ru