«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 16

Автобиографическое отступление Еф. 3:1–13 указывает на апостола Павла как на посредника в откровении Тайны Божьей читателям Послания. Это Тайна о том, что язычники должны стать равноправными членами нового народа Божия, Телом Христовым (Еф. 3:3–6). Кроме того, задача апостола Павла не только видится в просвещении всех людей, но имеет и последующую цель, «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10). Существование церкви из бывших иудеев и язычников – залог победы над злыми «небесными» силами и восстановления единства всего космоса. Далее, в увещевании о браке, отражён ещё один аспект Тайны благовествования, а именно единство Христа и церкви (Еф. 5:32). VIII. Призвание и избрание. В создании церкви определяющим фактором является не только Откровение, но также Божественное призвание и избрание. Это особенно ясно выражено в начальной молитве благословения, которая изобилует такими словами, как «избрал», «предопределил», «предназначил», «благоволение», «воля», «изволение», «определение». Уже в первом благословении говорится об избрании верующих Богом «прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4). Таким образом, избрание Божье не зависит от прихотей исторических событий и случайностей, от человеческих заслуг, но укоренено «прежде создания мира» исключительно в свободной благодати Божьей. Дальнейшие благословения указывают на предопределение к усыновлению (Еф. 1:5), на Божественный выбор, который пал на тех, кто «ранее уповали на Христа» и настоящее существование которых – хвала славе Божьей (Еф. 1:11–12). Тема призвания проходит через всё Послание. В Еф. 1:18 апостол молится Богу, чтобы Он «просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его», т.е. чтобы читатели познали дарованную им надежду как следствие их призвания. Увещевание второй части Послания подчёркнуто акцентирует внимание на призвании, дважды комбинируя соответствующие глагол и существительное: «...Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1); «...вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Еф. 4:4). Апостол сообщает читателям Послания, что Божественной инициативе в избрании должна отвечать человеческая жизнь, достойная этого избрания. Эсхатология. I. Будущее. «Послание к Ефесянам» отличается от других Посланий тем, что делает акцент на так называемой реализованной эсхатологии. В Послании благодатное настоящее ефесских христиан описано как уже происшедшие воскресение и восшествие на небеса (Еф. 2:5–6). В «Послании к Ефесянам» также нет ни эсхатологического ожидания близкого Второго пришествия Христа, ни описания парусии. Даже утверждение о Тайне, содержание которой – устроение Богом полноты времён и соединение тварного мира во Христе, относится к настоящему времени (Еф. 1:10). Однако подобные высказывания характерны для молитвенного, литургического стиля Послания, а в молитве, в богослужебном контексте будущее часто предвосхищается как уже исполнившееся в прошлом настоящее. В Послании также используются традиционные библейские символы эсхатологии будущего, например, апокалиптическая терминология «двух веков» (ср.: Еф. 1:21; 2:2, 7).

 



 
PR-CY.ru