ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 16

Но подобные вещи не могут существовать вечно; если для чего-то возможно не быть, когда-то его не было и когда-то не будет. Однако то, чего не было, может перейти к бытию только благодаря чему-то уже действительно сущему. Поэтому если бы изначально не было никакого необходимого сущего, то невозможно было бы, чтобы что-то возникло, и потому в мире ничего не было бы, что очевидным образом ложно. Итак, не всё сущее случайно, но есть нечто необходимо сущее. Оно должно либо иметь какую-то внешнюю причину своей необходимости, либо не иметь. Но невозможно, чтобы ряд необходимо сущего, имеющего причину своей необходимости, уходил в бесконечность. Поэтому необходимо предположить нечто необходимое само по себе (per se necessarium), не имеющее внешней причины своей необходимости, но само являющееся причиной необходимости всего иного необходимо сущего, а это и называется Богом. IV. Доказательство бытия Божия, исходящее из степеней совершенства (ex gradibus perfectionis). По мысли Ансельма Кентерберийского, разные вещи обладают различными степенями совершенства. Так, растение совершеннее камня, животное совершеннее растения, человек совершеннее животного и т.д. Но такое различие степеней совершенства не может идти в бесконечность. Следовательно, есть нечто, обладающее высшей степенью совершенства. И это нечто необходимо одно по числу, поскольку, даже если бы таких природ было много, всё равно было бы нечто общее, благодаря которому они обладают высшей степенью совершенства. Таким образом, есть одно Существо, обладающее наивысшим совершенством, Которое и есть Бог. Альберт Великий в разработанном им доказательстве исходит из понятия первичности: всё сложное необходимо предполагает нечто первичное и простое. Так, всё сущее или телесно, или бестелесно. Телесное бытие не может быть первичным, поскольку оно сложно, следовательно, первичным должно быть бестелесное, духовное бытие. Затем, всё сущее или изменяемо, или неизменно. Изменчивое относится к неизменному как возможное к действительному, которое приводит его в движение и составляет причину его изменений. Но духовные существа (души, ангелы), хотя и бестелесны, всё же изменчивы, следовательно, они не могут быть первичны. Над ними должно быть нечто высшее, не просто бестелесное, но и неизменное, а это есть Сам Бог. V. Доказательство бытия Божия, исходящее из целесообразности и порядка в природе, именуемое также телеологическим, приобрело классическую форму у Фомы Аквинского (via quinta – путь пятый, ex gubernatione rerum – из распорядка природы). Исходным пунктом рассуждения является тот факт, что вещи, лишённые разума, например, природные тела, действуют ради определённой цели. Это ясно из того, что их действия в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу (id quod est optimum). Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей, подобно стреле, направляемой умелым стрелком. Следовательно, есть некое разумное Существо (aliquid intelligens), Которое направляет к цели все природные вещи; и оно называется Богом (de causa finali – от целевой причины).

 



 
PR-CY.ru