ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 11

 

Как несотворённый, Он должен быть и неизменным. Именно Его мы называем Богом. Частным случаем этого вида доказательства является заимствованное из сочинений Аристотеля доказательств бытия Божия, исходящее из необходимости первого двигателя. Оно состоит в следующем: всё движущееся приводится в движение чем-то другим; в свою очередь, это другое само движется и тоже приводится в движение чем-то другим и так до тех пор, пока мы не придём к чему-то неподвижному, ведь первое движущее должно быть. Но именно это мы называем Богом, Который движет всё, оставаясь неподвижным. II. Доказательства бытия Божия, исходящие из целесообразности и порядка в природе. Это наиболее распространённое в святоотеческом богословии доказательство бытия Божия основывается на признании целесообразности и упорядоченности мирового устройства, предполагающих наличие у мира разумного Творца. Подобно тому, как порядок и красота, царящие в каком-либо доме, говорят о том, что у него есть хозяин, так промысел, порядок и закон (providentia, ordo, lex), царящие в этом мире, как в некоем большом доме, указывают на его Господа и Родителя. Или, подобно тому как мы узнаём, что в нашем теле есть душа, наблюдая производимые ею согласные движения телесных членов, хотя сама душа при этом невидима, так же точно мы узнаём, что в этом мире невидимо пребывает Бог. В сущем нет ничего беспорядочного, неопределённого, бесполезного или случайного. Если мировые явления могут познаваться только напряжёнными усилиями нашего разума, это значит, что они могли образоваться, возникнуть и прийти в порядок (crearentur, fierent, disponerentur) только с помощью совершеннейшего Разума. Разнообразные виды этого доказательства бытия Божия зависят также от того, на целесообразное устройство какого мирового явления или какой части мироздания обращается внимание. Так, в природе мы видим сочетание различных противоположных начал и элементов (огня, воздуха, земли, воды, тяжёлого и лёгкого, сухого и влажного и т.д.), которые не могли бы сойтись друг с другом в одно нераздельное, гармоничное целое, если бы не было некой всемогущей силы, которая их соединила и сохраняет в неразрывности. Целесообразное устройство живых организмов, пусть даже самых ничтожных, также указывает на их Премудрого Творца. Ещё более красноречиво свидетельствует о существовании Бога человек, являющийся «малым миром». Не только наша бессмертная и разумная душа, созданная по образу и подобию Божию, но и телесное устроение человека, служащее достойным обиталищем и орудием души, его прямая осанка говорят нам о существовании его небесного и премудрого Творца. III. Доказательства бытия Божия, исходящие из необходимости сохраняющей причины, являются своего рода приложением к предыдущему и состоят в следующем. Даже если допустить, что мир возник сам, и что он сам собой обрёл сложное устройство, всё равно мир не мог бы сохраниться и существовать как упорядоченное целое; порядок обязательно превратился бы в хаос, если бы не было такой силы, которая сохраняла бы его в согласии с теми законами, по которым он возник. А такая сила называется Богом.

 



 
PR-CY.ru