ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 12

IV. Доказательства бытия Божия, исходящие из необходимости формальной (идеальной) причины, основаны на платоновском учении о единой идее, едином свойстве, которое присуще многим вещам и которому они причастны. Разнообразие подвидов этого доказательства бытия Божия зависит от того, на какое свойство вещей обращается внимание. Одно из самых известных доказательств бытия Божия этого типа исходит из идеи блага (bonum). Все существующие в мире вещи суть некоторые блага. «Это – благо, и то – благо. Отними “то” и “это” и, если можешь, обрати внимание на саму (идею) “блага” (ipsum bonum). Так ты увидишь Бога, Который есть Благо не благодаря какому-то иному благу, но есть Благо всякого блага» (bonum omnis boni), или “Само Благо”. Встречается и несколько иной способ рассуждения: всё, что существует, поскольку оно существует, есть некоторое благо. Но всякое изменчивое благо есть благо не благодаря самому себе (non per se ipsum), но по причастности (participatione) неизменному Благу (boni immutabilis), которое есть Благо уже не благодаря чему-то иному, но Само по Себе (per se ipsum); и по причастности к Нему существуют все остальные блага. Это высшее и неизменное Благо (summum bonum) называется Богом. V. Доказательство бытия Божия, исходящее из степеней совершенства, предполагает, что вещи различаются по степени своего совершенства, поэтому, восходя от худшего к лучшему, можно прийти, наконец, к Наилучшему (praestantissimum). Образцом для этого доказательства бытия Божия послужило доказательство Цицерона. Так, растения, обладающие жизнью, совершеннее неживой природы – того, что просто существует. Животные, имеющие способность ощущения и движения, совершеннее растений. Наконец, человек, наделённый мыслящей способностью, совершеннее животных. В самом человеке душа совершеннее тела, а в душе разумная часть совершеннее чувственной. Но даже разум человека изменчив; он бывает то мудрым, то глупым и нуждается в высших принципах для осуществления присущей ему познавательной деятельности. Сами же законы мышления неизменны и всеобщи, они возвышаются над всяким частным сознанием и существуют независимо от познающего субъекта. Следовательно, эти законы нетварны и суть Сам Бог как высшая и неизменная Мудрость. Боэций строит своё доказательство на понятии субъективного блага (счастья, felicitas, блаженства, beatitudo). Он утверждает, что всё, считающееся несовершенным, представляется таковым из-за недостатка совершенства. Так что если в чём-то обнаруживается недостаток совершенства, то в нём же имеется и доля совершенства. Ведь если устранить совершенство, станет совсем непонятно, откуда происходит то, что оказывается несовершенным. Далее, в преходящих земных благах заключено несовершенное счастье; значит, существует некое более прочное и совершенное счастье, а это и есть Бог как высшее Совершенство и высшее Благо (summum bonum), лучше Которого ничего нельзя себе представить (nihil deo melius excogitari queat). Особого расцвета доказательства бытия Божия достигли на Западе в эпоху cредневековой схоластики у таких богословов, как Ансельм Кентерберийский, Пётр Ломбардский, Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот. Особенностью доказательств бытия Божия этого периода было господство аристотелевской методологии и стремление к максимальной формализации прежних доказательств.

 



 
PR-CY.ru