ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 18

В границах рационалистической парадигмы, общей для всей новоевропейской философии, разрабатывались два метода познания бытия: рационалистический – с опорой на разум (Рене Декарт, Томас Гоббс, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Иоганн Готлиб Фихте, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и др.) и сенсуалистический – опирающийся на чувственное познание (Френсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли, Этьенн Бонно де Кондильяк, Клод Адриан Гельвеций, Дэвид Юм и др.); с этими методами были связаны как отношение к доказательствам бытия Бога вообще (положительное или отрицательное), так и избираемые для этих доказательств специальные способы – рационалистические, связанные по преимуществу с учением о внутреннем опыте мысли, и сенсуалистические, отталкивающиеся от внешнего опыта исследования природы и мира в целом; это не исключало в построении доказательств сторонниками одного и другого метода использования аргументов своих оппонентов. Френсис Бэкон в книге «Опыты, или Наставления нравственные и политические» в главе «О безбожии» приводит аргументы, доказывающие бытие Божие: 1) космологический и телеологический аргумент, имеющий отношение к естественному богопознанию и отправляющийся от исследования природы вещей; согласно Ф. Бэкону, «когда ум человеческий созерцает рассеянные всюду вторичные причины, он порой может остановиться на них и не идти дальше; но когда он охватил их цепь целиком, объединил и связал друг с другом, он неизбежно воспаряет ввысь, к провидению и Божеству»; 2) нравственно-религиозный аргумент – от природы человека; если телесная природа связывает человека с животным царством, то душевная – свидетельствует о связи человека с Богом; дополнительным подтверждением этому служит соображение Ф. Бэкона, что «безбожие (существует), скорее, на устах, чем в сердце человека». Рене Декарт неоднократно утверждал, что сущность Бога непостижима; в письме к Марену Мерсенну от 31 декабря 1640 г. он писал: «По поводу таинства Троицы я вместе со св. Фомой считаю, что оно принадлежит исключительно к области веры и не может быть постигнуто естественным образом». Создаваемые Р. Декартом рационалистические доказательства существования Бога имели исключительно философский смысл и были предназначены для обоснования достоверности знаний о природном и нравственном мире, поскольку, по его глубокому убеждению, существование Бога является единственной и безусловной гарантией существования в мире истины. Эта зависимость истины от Бога была скрытой предпосылкой и знаменитого учения Р. Декарта о методологическом сомнении, не понятого многими современниками и навлёкшего гнев на автора по причине того, что в этом учении в поисках несомненного основания для знания последовательно подвергались сомнению чувственное познание, теоретические знания, в том числе математические доказательства, более того – существование Бога, существование «нас самих»; и когда казалось, что можно усомниться в существовании всего, и нет ничего несомненного, обнаруживалось, что невозможно сомневаться в существовании самого сомнения, понимаемого в качестве мысли; отсюда следовало положение «cogito, ergo sum» («я мыслю, следовательно, я существую»), и затем именно на основе «cogito» в качестве необходимой предпосылки истинного знания вообще строилось доказательство существования Бога.

 



 
PR-CY.ru