ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 15

I. Доказательства бытия Божия, исходящее из необходимости первого двигателя. Согласно Фоме Аквинскому, это доказательство (так называемый via prima – первый путь, ex parte motus – от движения), позднее получившее наименование «космологического», является наиболее очевидным. Для наблюдателя очевидно, что в мире нечто движется, при этом известно, что всё движущееся приводится в движение чем-то другим. То, что движет, находится в действительности (in actu), а то, что движется, – в возможности (in potentia). Приводить в движение означает переводить из состояния возможности в действительность (de potentia in actum). Но ничто не может перейти из возможности в действительность без помощи чего-то уже действительно сущего. Также невозможно, чтобы нечто было в одном и том же отношении и одним и тем же образом и движущим, и движимым, т.е. было бы движущим само себя. Поэтому, если движущее само движется, то оно само приводится в движение чем-то иным. Но невозможно, чтобы этот ряд уходил в бесконечность, поскольку в таком случае не было бы первого двигателя, а, следовательно, и вообще никакого двигателя, ибо вторичные двигатели движут лишь постольку, поскольку сами приводятся в движение первым двигателем. Следовательно, необходимо дойти до некоторого первого двигателя, который сам уже не приводится в движение ничем иным (primum movens immobile), а это и есть Бог. II. Доказательство бытия Божия, исходящее из необходимости производящей причины, также может быть причислено к разряду космологических. Согласно Ансельму Кентерберийскому, всё, что существует, существует благодаря чему-то (per aliquid), т.е. имеет какую-то причину своего бытия. Это нечто, благодаря которому существует всё существующее, должно быть или одним, или многим. Если это многие вещи, то или каждый член множества существует благодаря самому себе, или отдельные члены множества существуют благодаря друг другу, или эти многие вещи имеют нечто общее, благодаря чему все они существуют. Далее, если отдельные члены множества существуют благодаря друг другу, то каждый из них будет существовать благодаря тому, чему он сам даёт существование, т.е. благодаря своему следствию, что невозможно. Поэтому остаётся последний вариант: те многие вещи, благодаря которым существует всё существующее, имеют нечто общее, что существует уже само через себя (solum est per se), а не благодаря чему-то иному. И это есть высшее из всего существующего, что и называется Богом. Классическую форму это доказательство бытия Божия обрело у Фомы Аквинского (via secunda – второй путь, ex ratione causae efficientis – из понятия производящей причины). В мире наблюдается последовательный ряд производящих причин. Если бы ряд производящих причин уходил в бесконечность, отсутствовала бы первая производящая причина; а в таком случае отсутствовали бы и конечное следствие, и промежуточные производящие причины, что ложно. Следовательно, необходимо предположить некоторую первую производящую Причину (causam efficientem primam), Которая и называется Богом. III. Доказательство бытия Божия, исходящее из понятия возможности и необходимости. В этом типе доказательства, которое Фома Аквинский называет третьим путём (tertia via), рассуждение ведётся следующим образом: среди вещей мы видим такие, которые возникают и разрушаются и для которых возможно и быть, и не быть, т.е. бытие которых случайно.

 



 
PR-CY.ru