БРАК - Страница 15

После того как эта практика вошла в силу, монашествующий после разлучения от брачного сожительства возвращался, иногда принудительно, в монастырь, где и пребывал. Лицо, вступившее в незаконный брак с монахом или монахиней, после разлучения от сожительства подвергалось церковной епитимии наравне с монашествующим, а после её исполнения не лишалось права вступать в законный брак. Гражданские византийские законы также запрещали брак монашествующим под угрозой наказаний. Однако брак христиан, давших обет целомудрия, до IV в. не подлежал расторжению. 4. В соответствии с церковным законом вдовство после третьего брака или расторжение третьего брака считаются непреодолимыми препятствиями к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920 г.), изданному Патриаршим Синодом при Константинопольском  патриархе Николае I  Мистике, «никто не должен дерзать вступлением в четвёртый брак», а если таковой брак будет заключён, то он должен считаться несуществующим. Что же касается вступления в третий брак, то, по Василию Великому, «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие, нежели распутное любодеяние». На третий брак церковь смотрит лишь как на принимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается его расторжения. При этом третий брак допускается лишь при наличии определённых условий – возраста до сорока лет и отсутствия детей. Причём для дозволения на вступление в третий брак требуется наличие обоих этих условий. Церковь не одобряет и второй брак, видя в нём предосудительную уступку чувственности, однако допускает его, поскольку, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7:39–40). И всё-таки всякий вступающий во второй брак в соответствии с канонами подвергается епитимии. Согласно Василию Великому, «второбрачных отлучают на год, а другие на два». Ныне эта норма, как, впрочем, и другие канонические нормы, касающиеся прещений, не употребляется буквально. 5. Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии, из-за которого расторгнут первый брак, не должен вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравственного учения и практики древней церкви. Данная норма отражена и в церковном законодательстве. Эта же норма повторена в 253-й статье Устава духовных консисторий. По действовавшим в Русской церкви до 1904 г. положениям, виновный в расторжении брака осуждался на пожизненное безбрачие. Однако указом Святейшего Синода от 14 июля 1904 г. было разрешено таковым лицам просить правящего архиерея о дозволении на вступление в новый брак, при этом новый брак был возможен только после канонически предусмотренной за прелюбодеяние семилетней епитимии. Епархиальный архиерей мог сократить срок по своему усмотрению, но не более чем до двух лет.

 



 
PR-CY.ru