БРАК - Страница 13

Браковенчание не совершается по причине поста накануне среды и пятницы (во вторник и четверг), в продолжение постов – Великого, Петрова, Рождественского и Успенского, в течение сырной седмицы, а также в Мясопустное и Сыропустное воскресенья, накануне и в самые дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (28 и 29 августа (10 и 11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (13 и 14 (26 и 27) сентября) и ради святости праздников накануне воскресных дней (в субботу), двунадесятых, великих и храмовых праздников, в продолжение Святок (от 25 декабря (7 января) до 7 (20) января и в течение Пасхальной (Светлой) седмицы. Однако совершение венчания в день, когда это запрещено церковным уставом, не делает таинство недействительным, независимо от того, было ли допущенное нарушение серьёзно мотивировано или нет. Для заключения брака недостаточно только решения вступающих в него – оно нуждается в санкции со стороны как государственных юридических институтов, так и церкви, если речь идёт о церковном браке. В брачном церковном праве, исходящем из того, что брак для христиан – это таинство, сформулированы условия, соблюдение которых обязательно для заключения церковного брачного союза. При отсутствии этих условий возникают обстоятельства, препятствующие совершению браковенчания. Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определённого лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определёнными лицами из-за их родственных отношений. Причём кроме кровного родства препятствия могут заключаться также в отношениях свойства или родства духовного. Различаются также расторгающие и нерасторгающие препятствия, или запретительные: первые – препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению; вторые – препятствия, обнаружение которых не влечёт за собой расторжения брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям. Абсолютными препятствиями к браку, одновременно расторгающими его, считаются следующие. 1. Если лицо, состоящее в браке, вступает в новый брак, поскольку христианский брак – безусловно моногамный, т.е. единобрачный. 2. Если брак священного лица заключается после посвящения в сан, он признаётся незаконным. Это явствует из шестого правила Василия Великого. Согласно шестому правилу Трулльского собора, вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам. 26-е Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Эти церковные правила во времена императора Юстиниана I Великого были подтверждены и гражданскими законами. Император Юстиниан в своём постановлении от 18 октября 530 г. говорит: «Повелеваем браки, которые не позволяются по церковным правилам, чтобы они были запрещены и нашими законами – чтобы дети, рождённые в таком противозаконном браке, не считались рождёнными в браке...» Закон Юстиниана должен был утратить свою силу с введением 79-й новеллы императора Льва VI Мудрого, определившего, чтобы клирик, сочетавшийся браком после рукоположения, лишался священного сана, но не исключался из клира и вообще не был удаляем от церковных служений, отправлению которых не препятствует второбрачие.

 



 
PR-CY.ru