БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 20

Ряд пунктов оговаривал каноническую связь новообразованного округа с Константинопольским патриархатом: после избрания экзарха Болгарским Синодом Константинопольский патриарх выдаёт подтвердительную грамоту (п. 3), его имя должно поминаться за богослужением (п. 4), по делам вероисповедания Константинопольский патриарх и его Синод оказывают Болгарскому Синоду требуемую помощь (п. 6), из Константинополя болгары получают святое миро (п. 7). В пункте 10 определялись границы экзархата. В него входили епархии, где преобладало болгарское население: Рущукская (Русенская), Силистрийская, Преславская (Шуменская), Тырновская, Софийская, Врачанская, Ловчанская, Видинская, Нишская, Пиротская, Кюстендилская, Самоковская, Велесская, а также побережье Чёрного моря от Варны до Кюстендже (кроме Варны и 20 сёл, жители которых не были болгарами), Сливенский санджак (округ) без городов Анхиал (современное Поморие) и Месемврия (современный Несебыр), Созополская каза (уезд) без приморских сёл и Филиппопольская (Пловдивская) епархия без городов Пловдив, Станимака (современный Асеновград), девяти сёл и четырёх монастырей. В остальных областях со смешанным населением предполагалось провести «референдумы» среди населения; за подчинение юрисдикции Болгарского экзархата должно было высказаться не менее 2/3 жителей. Болгарские представители передали фирман во Временный Болгарский Синод, заседавший в одном из районов Константинополя. В его состав вошли пять архиереев: Иларион Ловчанский, Панарет Пловдивский, Паисий Пловдивский, Анфим Видинский и Иларион Макариопольский. Среди болгарского народа решение османских властей было встречено с энтузиазмом. Повсеместно проходили торжества и составлялись благодарственные послания на имя султана и Высокой Порты. В то же время Константинопольская патриархия объявила фирман неканоничным. Патриарх Григорий VI выразил намерение созвать Вселенский собор для рассмотрения болгарского вопроса. В ответ на послание Константинопольского патриарха к автокефальным церквам Святейший Синод Русской православной церкви отклонил предложение о созыве Вселенского собора и советовал принять фирман об учреждении Болгарского экзархата, поскольку в него вошли все основные положения проекта патриарха Григория VI и различия между ними незначительны. Болгарская сторона приступила к созданию административной структуры экзархата. Необходимо было составить временный орган управления для подготовки проекта Устава, который должен был, согласно п. 3 фирмана, определить внутреннее управление Болгарского экзархата. 13 марта 1870 г. в Константинополе состоялось собрание, избравшее Временный смешанный совет (в его состав вошли пять архиереев, членов Временного Синода, и 10 мирян) под председательством митрополита Илариона Ловчанского. Для принятия Устава экзархата предстояло организовать Церковно-Народный собор. По епархиям был разослан «Сборник правил избрания делегатов» («Повод»), согласно которому крупнейшая болгарская епархия – Тырновская – могла делегировать четырёх выборных представителей, Доростолская, Видинская, Нишская, Софийская, Кюстендилская, Самоковская и Пловдивская – по два, остальные – по одному представителю. Делегатам следовало явиться в Константинополь 1–15 января 1871 г., имея при себе статистические данные о своей епархии. Первый Церковно-Народный собор проходил в Константинополе с 23 февраля по 24 июля 1871 г. под председательством митрополита Ловчанского Илариона. В Соборе приняли участие 50 чел.: 15 членов Временного смешанного совета и 35 представителей епархий. Это были деятели движения за независимую Болгарскую церковь, влиятельные жители Константинополя и епархиальных центров, учителя, священники, представители органов местного самоуправления (1/5 часть делегатов имела светское высшее образование, почти столько же закончили духовные учебные заведения). При обсуждении Устава экзархата пять архиереев при поддержке Г. Крыстевича отстаивали канонический порядок церковного управления, предусматривавший особую ответственность епископата за церковь, тогда как представители либерально-демократического течения придерживались мнения об усилении в церковном управлении позиции мирян. В итоге либералы были вынуждены отступить, и пункт 3 Устава определил: «Экзархат в целом управляется духовной властью Священного Синода, а каждая из епархий – митрополитом».

 



 
PR-CY.ru