БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ – одна из автокефальных православных церквей (см. Автокефальная церковь). Принятие христианства в Болгарии произошло в правление князя Бориса (852–889 гг.). Оно было обусловлено ходом внутреннего развития страны. Внешним толчком послужили военные неудачи Болгарии, окружённой сильными христианскими державами. Первоначально князь Борис и поддерживавшая его группировка знати склонялись к принятию христианства от Западной церкви. В начале 860 гг. король Восточно-франкского государства Людовик II Немецкий (849–875 гг.) сообщил папе Римскому Николаю I Великому (858–867 гг.) об обращении в христианство многих болгар и о том, что сам их князь намерен принять крещение. Однако в 864 г. под военным нажимом Византии князь Борис был вынужден заключить с ней мир, обязавшись, в частности, принять христианство из Константинополя. Болгарские послы, прибывшие в Константинополь для заключения мирного договора, были крещены и вернулись в столицу Болгарского государства Плиску в сопровождении епископа, множества священников и монахов. Князь Борис крестился вместе со всем семейством и приближёнными, приняв христианское имя Михаил в честь правящего византийского императора Михаила III «Пьяницы» (842–867 гг.). Относительно точной даты крещения Болгарии в историографии существуют различные точки зрения (с 863 по 866 гг.). Многие учёные (В. Златарский, И. Снегаров и др.) относят это событие к 865 г.; такова и официальная позиция Болгарской православной церкви (в ряде исследований также приводится 864 г.). Предполагают, что крещение было приурочено к празднику Крестовоздвижения – 14 сентября (В. Златарский) или к субботе Пятидесятницы (Т. Василевский). Поскольку крещение болгар представляло собой не единовременный акт, а длительный процесс, различные источники отразили разные его этапы. Решающим моментом стало крещение князя и его двора, что означало признание христианства государственной религией. За этим последовало массовое крещение народа (сентябрь 865 г.). Вскоре в 10 областях (комитатах) Болгарии вспыхнуло восстание против введения новой религии, подавленное Борисом, а 52 знатных предводителя мятежа были казнены (март 866 г.). Крещение болгар усложнило и без того напряжённые отношения между Римом и Константинополем. Князь Борис, в свою очередь, стремился добиться независимости Болгарской церкви и от византийской, и от папской администрации. Ещё в 865 г. он отправил Константинопольскому патриарху Фотию I Великому (858–867, 877–886 гг.) письмо, в котором высказал пожелание об учреждении в Болгарии патриархата, подобного Константинопольскому. В ответ Фотий направил послание «Славнейшему и знаменитейшему, возлюбленному во Господе духовному сыну Михаилу, от Бога архонту Болгарии», фактически отказав болгарам в праве на церковную автокефалию. В 866 г. к королю Людовику Немецкому в Регенсбург было отправлено болгарское посольство с просьбой прислать епископов и священников. В то же время другое болгарское посольство отправилось в Рим, куда прибыло 29 августа 866 г. Послы передали 115 вопросов князя Бориса папе Николаю I Великому. Текст вопросов не сохранился; об их содержании исследователи судят по дошедшим до нас 106 ответам папы, составленным по его личному указанию Анастасием Библиотекарем (817–879 гг.). Болгары хотели получить не только учёных наставников, богослужебные и вероучительные книги, христианский закон и т.п., но интересовались также устройством самостоятельной церкви: позволительно ли им поставить себе патриарха, кто должен его рукополагать, сколько истинных патриархов, кто из них является вторым после римского, откуда и как получают миро и т.п. 13 ноября 866 г. ответы были торжественно вручены Николаем I болгарским послам. Папа призывал князя Бориса не торопиться с поставлением патриарха и трудиться над созданием прочной церковной иерархии и общин. В Болгарию были отправлены епископы Формоз Портуанский и Павел Популонский. В конце ноября папские посланцы прибыли в Болгарию, где развернули энергичную деятельность. Князь Борис изгнал из своей страны греческих священнослужителей, а крещение, совершённое византийцами, было объявлено недействительным без «утверждения» его латинскими епископами.

 



 
PR-CY.ru