БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 14

Так, Тырновский митрополит Дионисий (Рали) стал одним из руководителей подготовки первого Тырновского восстания 1598 г. и привлёк подчинённых ему епископов Иеремию Русенского, Феофана Ловчанского, Спиридона Шуменского (Преславского) и Мефодия Врачанского. 12 тырновских священников и 18 влиятельных мирян вместе с митрополитом поклялись до самой смерти оставаться верными делу освобождения Болгарии. Весной или летом 1596 г. была создана тайная организация, в которую входили десятки как духовных, так и светских лиц. Греческое влияние в болгарских землях во многом было обусловлено влиянием грекоязычной культуры и воздействием набиравшего силу процесса «эллинского возрождения». В период турецкого владычества православная вера была для болгар единственной опорой, позволявшей сохранить национальную идентичность, поэтому попытки принудительного обращения в ислам способствовали тому, что сохранение верности христианской вере воспринималось и как защита своего национального самосознания. Подвиг новомучеников напрямую соотносился с подвигами мучеников первых веков христианства. Создавались их Жития, составлялись им службы, оформлялось празднование их памяти, почитание мощей, строились храмы, освящённые в их честь. Исследователям известны подвиги десятков святых, пострадавших в период турецкого господства. В результате вспышек фанатичного ожесточения мусульман против болгар-христиан мученическую кончину приняли Георгий Софийский Новый, заживо сожжённый в 1515 г.; Георгий Старый и Георгий Новейший, повешенный в 1534 г. Николай Новый и священномученик епископ Виссарион Смолянский были забиты камнями толпой турок – один в Софии в 1555 г., другой в Смоляне в 1670 г. В 1737 г. в Софии был повешен организатор восстания священномученик митрополит Симеон Самоковский. В 1750 г. за отказ принять ислам в Битоле был усечён мечом Ангел Леринский (Битольский). В 1771 г. толпой турок был повешен в Свиштове священномученик Дамаскин. Мученик Иоанн в 1784 г. исповедал христианскую веру в Софийском соборе в Константинополе, обращённом в мечеть, за что был обезглавлен; мученица Злата Могленская, не поддавшаяся на уговоры похитителя-турка принять его веру, была подвергнута пыткам и повешена в 1795 г. в с. Слатино Могленской области. После пыток был повешен и мученик Лазарь в 1802 г. в окрестностях с. Сома около Пергама. Исповедали Христа в мусульманском суде Игнатий Старозагорский в 1814 г. в Константинополе, принявший смерть через повешение, и Онуфрий Габровский в 1818 г. на о-ве Хиос, усечённый мечом. В 1822 г. в г. Осман-Пазар (современный Омуртаг) был повешен мученик Иоанн, публично раскаявшийся в том, что принял ислам, в 1841 г. в Сливене была усечена голова Димитрию Сливенскому, в 1830 г. в Пловдиве пострадала за веру Рада Пловдивская: турки ворвались в дом и убили её и троих детей. Празднование памяти всех святых и мучеников болгарской земли, принявших мученический венец во славу Господа, Болгарская церковь совершает во вторую неделю после Пятидесятницы. В ходе завоевания турками Балкан во второй половине ХIV – начале ХV вв. большая часть приходских храмов и процветавших некогда болгарских монастырей была сожжена или разграблена, погибло множество фресок, икон, рукописей, предметов церковной утвари. На десятилетия прекратились преподавание в монастырских и церковных школах и переписка книг, утрачены были многие традиции болгарского искусства. Особенно пострадали тырновские монастыри. Часть представителей образованного духовенства (в основном из числа монашествующих) погибли, другие были вынуждены уйти из болгарских земель. Лишь немногие обители уцелели благодаря либо заступничеству родственников высших сановников Османской империи, либо особым заслугам местного населения перед султаном, либо местоположению в недоступных горных районах. По мнению И. Снегарова, турки разрушали в основном монастыри, расположенные в областях, наиболее сильно сопротивлявшихся завоевателям, а также обители, оказывавшиеся на маршрутах военных походов. С 1370 гг. до конца ХV в. система болгарских монастырей не существовала как целостный организм; о многих обителях исследователи судят лишь по сохранившимся развалинам и данным топонимики. Население (светские и духовные лица) по собственному почину и на собственные средства восстанавливало монастыри и храмы.

 



 
PR-CY.ru