БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 17

С началом русско-турецкой войны 1806–1812 гг. он организовал и возглавил первую общеболгарскую политическую акцию, целью которой было достижение автономии болгар под эгидой российского императора. В послании императору Александру I (1801–1825 гг.) Софроний Врачанский от имени своих соотечественников просил взять их под защиту и разрешить создание отдельного болгарского подразделения в составе русской армии. При содействии Врачанского епископа в 1810 г. был сформирован боевой отряд Земское болгарское войско, активно участвовавший в войне и особо отличившийся при штурме г. Силистры. Заметными представителями болгарского возрождения в Македонии (впрочем, весьма умеренными по взглядам) были иеромонахи Иоаким Корчовский и Кирилл (Пейчинович), развернувшие в начале XIX в. просветительскую и литературную деятельность. Монахи и священники были активными участниками национально-освободительной борьбы. Так, монахи Тырновского округа участвовали в «Велчовой завере» 1835 г., восстании капитана дядо Николы 1856 г., так называемой Хаджиставеровой смуте 1862 г., в создании Внутренней революционной организации «апостола свободы» В. Левского и в Апрельском восстании 1876 г. В формировании образованного болгарского духовенства была велика роль российских духовных школ, в первую очередь, Киевской духовной академии. Наряду с идеей политического освобождения от османского гнёта среди балканских народов крепло движение за церковную независимость от Константинополя. Поскольку Константинопольские патриархи были греческого происхождения, греки издавна оказались в привилегированном положении по сравнению с другими православными народами Османской империи. Особенно резко межнациональные противоречия начали проявляться после достижения независимости Грецией (1830 г.), когда в значительной части греческого общества произошёл всплеск националистических настроений, выразившихся в идеологии панэллинизма. Константинопольская патриархия также была вовлечена в эти бурные процессы и стала всё чаще олицетворять собой силу, тормозившую национальное возрождение других православных народов. Шло насильственное насаждение греческого языка в школьном образовании, принимались меры к вытеснению церковнославянского языка из богослужения. Так, в Пловдиве при митрополите Хрисанфе (1850–1857 гг.) он был запрещён во всех храмах, кроме церкви св. Петки. Если греческое духовенство считало естественной неразрывную связь эллинизма и православия, то для болгар подобные представления становились препятствием на пути к церковно-национальной самостоятельности. Против засилья греческого клира выступало болгарское духовенство. Борьба за церковную независимость в первой половине 1820 гг. началась с выступлений за замену богослужебного языка с греческого на церковнославянский. Были предприняты попытки заменить греческое духовенство на клириков-болгар. Господство греческих владык в болгарских землях, их поведение, порой не вполне отвечавшее нормам христианской нравственности, вызывали протесты болгарского населения, требовавшего назначения архиереев из болгар. Выступления против митрополитов-греков во Враце (1820 г.), Самокове (1829–1830 гг.) и других городах исследователи считают предвестниками греко-болгарской церковной распри, разгоревшейся в полную силу спустя несколько десятилетий. В конце 1830 гг. в борьбу за церковную независимость включилось население крупнейшей в болгарских землях Тырновской епархии. Эта борьба, как и движение за просвещение болгар, основывалась на изданных османским правительством реформаторских актах – Гюльханейском хатт-и шерифе 1839 г. и хатт-и хумаюне 1856 г. Один из идеологов и организаторов болгарского национально-освободительного движения Л. Каравелов заявлял: «Болгарский церковный вопрос не является ни иерархическим, ни экономическим, но политическим». Этот период в болгарской историографии исследователи характеризуют как «мирный этап» национальной революции. Они также отмечают, что далеко не все иерархи-греки без внимания относились к нуждам болгарской паствы. Так, в 1820–1830 гг. Тырновский митрополит Иларион, выходец с Крита, не препятствовал в епархии использованию церковнославянского языка и внёс свой вклад в открытие знаменитого Габровского училища (1835 г.), а врачанский епископ Агапий (1833–1849 гг.) оказал содействие в открытии женского училища во Враце, помогал в распространении книг на болгарском языке, в богослужении пользовался только церковнославянским языком.

 



 
PR-CY.ru