БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 16

В ХVI–ХVII вв. крупным центром письменности стал Этропольский монастырь Святой Троицы (или Варовитец), основанный первоначально (в ХV в.) колонией сербских рудокопов, существовавшей в близлежащем г. Этрополе. В Этропольском монастыре были переписаны десятки богослужебных книг и сборников смешанного содержания, богато украшенных изящно выполненными заглавиями, виньетками и миниатюрами. Исследователям известны имена местных книжников: грамматика Бойчо, иеромонаха Данаила, Тахо Грамматика, попа Велчо, даскала (учителя) Койо, грамматика Иоанна, резчика Маврудия и др. В научной литературе даже существует понятие «Этропольская художественно-каллиграфическая школа». Мастер Недялко Зограф из Ловеча в 1598 г. создал для монастыря икону Ветхозаветной Троицы, а через четыре года расписал церковь расположенного неподалеку Карлуковского монастыря. В Этропольском и окрестных монастырях были написаны серии икон, в том числе с изображениями болгарских святых; надписи на них были сделаны на славянском языке. Аналогичной была деятельность монастырей на периферии Софийской равнины: не случайно эта область получила название «Софийская малая святая гора». Характерна деятельность живописца иеромонаха Пимена Зографского (Софийского), работавшего в конце ХVI – начале ХVII вв. в окрестностях Софии и в Западной Болгарии, где он украсил десятки храмов и монастырей. В ХVII в. были восстановлены и расписаны церкви в Карлуковском (1602 г.), Сеславском, Алинском (1626 г.), Билинском, Трынском, Мисловишицком, Илиянском, Искрецком и других монастырях. Болгарские христиане рассчитывали на помощь единоверных славянских народов, особенно русского. С XVI в. Россию регулярно посещали болгарские иерархи, настоятели монастырей и прочие духовные лица. Одним из них был упомянутый выше Тырновский митрополит Дионисий (Рали), доставивший в Москву решение Константинопольского собора 1590 г. об учреждении патриаршества в России. Монахи, в том числе игумены Рильского, Преображенского, Лясковского, Билинского и других монастырей, в ХVI–ХVII вв. испрашивали у московских патриархов и государей средства на возобновление пострадавших обителей и защиту от притеснений турок. Поездки в Россию за милостыней на восстановление своих обителей совершили игумен Преображенского монастыря (1712 г.), архимандрит Лясковского монастыря (1718 г.) и др. Помимо щедрых денежных милостыней на монастыри и церкви из России в Болгарию привозились славянские книги, прежде всего, духовного содержания, не дававшие угаснуть культурно-национальному сознанию болгарского народа. В ХVIII–ХIХ вв. с ростом хозяйственных возможностей болгар выросли пожертвования монастырям. В первой половине ХVIII в. были возобновлены и украшены многие монастырские храмы и часовни: в 1700 г. возобновлён Капиновский монастырь, в 1701 г. – Дряновский, в 1704 г. расписана часовня Святой Троицы в монастыре Пресвятой Богородицы в с. Арбанаси под Тырновом, в 1716 г. в том же селе была освящена часовня монастыря св. Николая, в 1718 г. возобновлён (на том месте, где находится сейчас) Килифаревский монастырь, в 1732 г. обновлена и украшена церковь Роженского монастыря. В то же время создавались великолепные иконы тревненской, самоковской и дебрской школ. В монастырях создавались раки для святых мощей, оклады икон, кадильницы, кресты, потиры, подносы, свещницы и др., что обусловило их роль в развитии ювелирного и кузнечного дела, ткачества, миниатюрной резьбы. Монастыри сохраняли свою роль национально-духовных центров и в период возрождения болгарского народа. Начало болгарского национального возрождения связано с именем преподобного Паисия Хиландарского. Его «История славяно-болгарская о народах, и о царях, и о святых болгарских» (1762 г.) явилась своеобразным манифестом патриотизма. Паисий считал, что для пробуждения народного самосознания необходимо иметь чувство своей земли и знание национального языка и исторического прошлого страны. Последователем Паисия был Стойко Владиславов (впоследствии св. Софроний, епископ Врачанский). Помимо распространения «Истории» Паисия (известны списки, сделанные им в 1765 и 1781 гг.) он переписывал дамаскины, часословы, молитвословы и другие богослужебные книги; ему принадлежит авторство первой болгарской печатной книги (сборник воскресных поучений под названием «Кириакодромион, сиречь Неделник», 1806). Оказавшись в 1803 г. в Бухаресте, он развернул там активную политическую и литературную деятельность, считая, что в деле укрепления народного самосознания главным фактором является просвещение.

 



 
PR-CY.ru