БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 6

Но это противоречит христианскому учению о природе человека, согласно которому человек – это не только душа, но и душа, соединённая с телом. Поэтому и в богослужении внешние проявления тесно связаны с внутренним духовным содержанием. При этом богослужение не является простым совершением человеком неких действий (поскольку Бог в них не нуждается), не является восполнением человеком божественных действий (поскольку действие Божье совершенно само по себе). Человек – это образ Божий, поэтому он может образно, в форме культа, вновь и вновь актуализировать раз совершённые спасительные действия Божьи. Богословы говорят, что богослужение постоянно обновляет в человеке образ Божий, а в мире – Божье присутствие. Поскольку историческое христианство не вышло готовым из рук своего Основателя, а было создано совокупными усилиями многих поколений, то и организация молитвенного общения принимала те формы, которые ближе всего подходили к состоянию умов в данный момент. Все исторические религии, представляя собой формы переживания человеком своей связи с трансцендентной основой мира, полагали своей задачей установить непосредственное общение между людьми и этой основой при помощи культа. Поскольку христианство зародилось в лоне иудейства, и его первые последователи держались иудейских богослужебных обычаев, нет ничего удивительного в том, что исследователи находят немало общих черт в иудейском и христианском богослужении. Однако по мере осознания новой общиной своего своеобразия старая форма наполнялась новым содержанием, хотя образцом послужил не культ Иерусалимского храма, для огромного числа иудеев не имевший практического значения, а синагога. До разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н.э. христиане ещё могли принимать участие в богослужении Древнего Израиля, но после разрушения Храма и окончательного разрыва с синагогальным иудаизмом литургическое общение между христианами и иудеями прекратилось. В христианское богослужение вошло много заимствований из ветхозаветного наследия – чтения из книг Ветхого Завета, традиционная структура молитв, некоторые праздники (в первую очередь, Пасха, заново переосмысленная), целый ряд символов. Но главным богослужением христиан, начиная с I в. и вплоть до наших дней, сделалось совершение Евхаристии, а также прочих таинств – в первую очередь, Крещения и Священства, с самого начала неразрывно связанных с Евхаристией. Они упоминаются в Новом Завете и в древнейших церковных памятниках, например, в книге «Дидахе». Там же можно найти указания и на первые христианские богослужебные песнопения и молитвы. К I в. относятся установление постов среды и пятницы и предкрещального поста, празднование воскресного дня (Деян. 20:7; 1 Кор. 16:2; Откр. 1:10), начало формирования суточного круга богослужения. Христианство сходилось с иудейством в двух пунктах: в вере в единого Бога и в признании иудейского канона священных книг, чтение которых (по примеру синагоги), составляло содержание собраний первых христиан (а также примыкавшая к нему проповедь, молитвы и пение псалмов). Согласно сохранившимся источникам, первые христиане причащались лёжа; слушали чтения и проповеди сидя; молились сидя и стоя, падая ниц, простираясь крестом, стояли на коленях лицом к востоку, воздевали распростёртые (как у Христа на кресте) руки к небу (такие «оранты», т.е. «молящиеся», во множестве изображены на стенах катакомб). Кстати, православные священники и сейчас молятся так перед престолом во время евхаристического канона. Протестанты, вернувшись к первохристианским литургическим традициям, восстановили молитвенное пение с простиранием рук (что у современных харизматов-пятидесятников часто доходит до абсурда). Новым мотивом у христиан по сравнению с иудеями была вера в исполнение в лице Иисуса Христа мессианских пророчеств и культ Его памяти, который и придал специфический характер братскому общению в общих трапезах первых христиан – агапах (агапэ), вечерях Господних, как называли их, где в обычае преломления хлеба и благословения чаши с вином переживались интимнейшие минуты общения Иисуса с Его учениками и вспоминалась Его смерть. Каждый из участников агапэ приносил с собой хлеб и вино (неимущие несли воду) для совместной торжественной трапезы, когда вспоминали Тайную вечерю Иисуса Христа и Его учеников и произносили благодарственные молитвы, посвященные искупительному служению Спасителя.

 



 
PR-CY.ru