БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 15

Английские пуритане из-за страха перед «идолопоклонством» и следуя идее, что каждое действие в культе должно быть основано на Священном Писании, отменили многие чины и церемонии, отказались от церковных облачений, музыкальных инструментов, постных дней и т.д. Квакеры вообще отказались от использования за богослужением физических элементов, например, хлеба и вина в Евхаристии. Великие географические открытия и миссионерская работа привели к распространению богослужебной проповеди как среди католиков, так и среди протестантов. В XVIII в. большое влияние на западную религиозную мысль оказала эпоха Просвещения, относившаяся с подозрением ко всему сверхъестественному. В протестантских общинах стали доминировать проповедь и изучение Священного Писания; понимание Евхаристии и крещения как простого воспоминания привело к их отходу на второй план. Реакция XIX в. на философию и богословие эпохи Просвещения оказалась двоякой. С одной стороны, романтизм (выразившийся в англиканской церкви в Оксфордском движении, в католичестве – в литургических исследованиях и т.д.) воспринял эпоху Средневековья как «золотой век», что способствовало попыткам вернуть Евхаристию в центр христианского культа, с другой – дальнейшее развитие рационализма привело к отказу от мысли о таинственности богослужения. Начало XX в. совпало с движением пятидесятников, превративших богослужение в опыт экстатического «крещения Духом». В то же время романтические поиски «золотого века» привели к созданию основы для научного исследования истории богослужения и вызвали к жизни литургическое движение, одним из следствий которого стала инициированная вторым Ватиканским собором (1962–1965 гг.) литургическая реформа католической церкви, узаконившая богослужение на национальных языках, составление новых текстов для всех чинопоследований и проч. К середине XX в. католическое литургическое движение стало влиять на многие протестантские церкви, которым помог осознать свои общие корни научный анализ раннехристианского богослужения. Отдельные группы протестантов стали искать пути к возврату таинств Евхаристии и крещения в центр литургической жизни. В 60 гг. XX в. англикане, лютеране, методисты и др. переживали литургическое обновление, которое привело к появлению пересмотренных служб и новых сборников гимнов. В то же время XX в. вызвал к жизни в протестантской среде такие не имеющие основания в церковном Предании явления, как поставление женщин в священники, признание нетрадиционных браков и т.д. Многие протестантские деноминации не были охвачены литургическим движением, и их богослужение в целом сводится к молитве и чтению Священного Писания. Научным и богословским изучением богослужения в системе церковных наук занимается литургика. Лит.: Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855–1857. Т. 1–3; Гавриил (Голосов), архим. Руководство по литургике, или наука о православном богослужении. Тверь, 1886. М., 1998 р.; Дебольский Г.С., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1902, 1994 р.; Скабалланович. Типикон; Арранц М. «Око церковное»: Переработка опыта ЛДА 1978 г. «История Типикона». М., 1999; Желтов М.С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви: X–XX вв. // «ПЭ». Т. РПЦ; Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2001. Т. 1; Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы // ЖМП. 2001. № 4; он же. Студийский устав и уставы студийской традиции // ЖМП. 2001. № 5; он же. Антиохийская литургическая традиция в IV–V столетиях // ЖМП. 2002. № 7; А. Катанский. Очерк истории литургии нашей православной церкви, СПб., 1868; его же. Очерк истории национальных литургий Запада, СПб., 1870; Н. Красносельцев. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки, Казань, 1855; А. Дмитриевский. Древнейшие патриаршие Типиконы святогробской иерусалимской и Великой Константинопольской церкви, Киев, 1907; К. Никольский. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви, СПб., 1907; И. Мансветов. Церковный устав (Типик). Его образование и судьба в греческой и русской церкви, М., 1885. См. также Обряды религиозные, Ритуалы религиозные



 
PR-CY.ru