БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 9

Между церквами разных областей велись споры о дне её празднования, разрешившиеся только после Первого Вселенского собора (325 г.); содержанием Пасхи было прославление Креста и Воскресения Христовых (в III в. уже был достаточно распространён обычай крестить новообращённых на Пасху). Из соединения предкрещального и пасхального (в память Распятия) постов впоследствии возник Великий пост. В то время как Пасха и следовавший за ней праздничный период Пятидесятницы праздновались по лунному календарю, по солнечному календарю отмечалось возникшее не позднее III в. Богоявление, в котором соединялось прославление Воплощения Сына Божьего, Его Рождества и Крещения. Исследователи предполагают, что с Богоявлением связано начало формирования лекционарной системы – распорядка чтений из Священного Писания на весь год. Кроме Богоявления по солнечному календарю отмечали дни памяти мучеников, имевшие локальный характер. Памятники III в. содержат также многочисленные указания на службы суточного круга, организовавшиеся уже в достаточно сложную систему. Таким образом, к III в. христианское богослужение содержало все те составные части (с той или иной степенью развитости), из которых оно складывается и ныне: чины Евхаристии, таинств и важнейших священнодействий; систему служб суточного круга богослужения; три круга праздников – седмичный и годовые, связанные с лунным и солнечным календарями; лекционарную систему; корпус гимнографических и евхологических (молитв на разные случаи) сочинений. В связи с принятием христианства в качестве государственной религии в Римской империи в IV–VI вв. резко возрастают численность церкви и значение в её жизни крупных административных центров, сделавшихся и церковными центрами. Изменение условий совершения богослужения повлияло и на его порядок. С IV в. развитие богослужения идёт быстрыми темпами как в направлении количественного умножения его видов, так и по значению его в христианской жизни. После объявления христианства государственной религий последовал значительный наплыв новых членов церкви, а нравственный уровень массы значительно понизился. IV век – время формирования литургических семей, богослужебных систем (обрядов), возникших и бытовавших в пределах главных областей христианского мира. Разнообразие богослужебных обычаев, унаследованное от III в., в IV в. начало подвергаться унификации в рамках богослужебных традиций церковных центров (а в этих рамках – дальнейшему развитию). Не способная проникнуться духом христианства масса новых членов церкви обращала исключительное внимание лишь на внешнюю сторону религии – культ. С другой стороны, и интерес государей вёл к увеличению роскоши и церемониальности в богослужении. Большое значение имели догматические споры IV–VI вв., т.к. стали стремиться сделать богослужение видимым выражением общепринятых истин. В связи с установлением тринитарной и христологической догм точнее устанавливается внутреннее значение Евхаристии. В общем сознании утверждается убеждение, что через призвание Святого Духа элементы Евхаристии подвергаются изменению, становятся не только символами тела и крови Христа, но и носителями божественной природы. Они преображаются подобно тому, как во Христе человеческая природа была преобразована воспринявшем её Богом Словом. Стало общепринятым мнение, что каждый отдельный верующий получает в Евхаристии то, что весь человеческий род получил через воплощение Бога, – приобщение к бессмертию. В этом направлении особое значение имели «великое огласительное поучение» одного из трёх великих каппадокийцев Григория Нисского (около 335 – около 394 гг.) и проповеди константинопольского патриарха Иоанна Златоуста (между 344 и 357 – 407 гг.). Евхаристия теперь становится в связь с фактом воплощения, а не смерти Христа, что с полной ясностью сказывается в христологическом споре: 12-е письмо Кирилла Александрийского (378–444 гг.) к папе Римскому Целестину I (422–432 гг.). Участие в богослужении (приобщение таинственных тела и крови Христа) обыкновенного верующего, не священнослужителя – чисто пассивное. Богослужение каждого обряда стало состоять из одних и тех же главных компонентов (чины Евхаристии и таинств, система служб суточного круга, круги праздников, лекционарная система, корпус гимнографических сочинений), но различаться в конкретном оформлении этих компонентов (стали использоваться разные анафоры, гимнография; церковные календари включать в себя разные наборы памятей; распределение библейских чтений по дням года стало неодинаковым и т.д.).

 



 
PR-CY.ru