БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 2

В христианском богослужении находит отражение и то обстоятельство, что человек живёт во времени, и само время является той средой, в которой человек должен вступить в общение с надвременным Богом. Поэтому в церкви кроме таинств, позволяющих человеку выйти из течения времени и приобщиться к вечной реальности, существуют службы, посвящённые определённым временам суток, дням недели и года. Эти богослужебные времена понимаются как вхождение Бога в течение времени. Они вторгаются в жизнь верующего христианина, давая ему возможность приобщиться к единственному событию спасения. Богослужение освящает и всё творение. Человек, откликающийся на призыв в богослужение, вводит себя и весь мир в процесс обожения; в богослужении заражённое грехом творение может вновь быть освящено и занять своё место во вселенском славословии Бога. Считается, что первое богослужение совершалось человеком ещё в раю: соблюдая запрет вкушать от древа познания добра и зла (и подтверждая этим свою зависимость от Бога), Адам и Ева вкушали от древа жизни и поэтому пребывали в общении с Богом (Быт 2:9, 3:22). Но грехопадение нарушило простоту и совершенство райского богослужения. У отпавшего от Бога человечества богослужение стало принимать различные формы в зависимости от системы верований, которую разделяла та или иная община, и от культурной среды, в которой она пребывала. В результате богослужебные обычаи, практиковавшиеся человечеством, стали чрезвычайно разнообразными как с обрядовой, так и с содержательной стороны: от самых возвышенных и приближающих человека к Богу до полностью искажённых грехом, которые считаются по сути служением уже не Богу, а демонам (например, многие языческие культы содержат сакральную проституцию, идолослужение, человеческие жертвоприношения и т.п.). Тем не менее, место богослужения, являясь местом встречи со святым, также считается святым, а встречи со Святым более правильно ожидать там, где Его присутствие более очевидно, т.е. в местах Богоявлений или наблюдения необычных природных явлений (например, в горах, в рощах, у источников). Поэтому богослужение обычно проходит или в этих местах, или в специально посвящённых ему зданиях – храмах. Человек, попав в храм, считается гостем Бога (поскольку храм – жилище Бога), поэтому храмы зачастую наделялись правом убежища. Быть гостем означает проявить уважение к хозяину, поэтому от зашедшего в храм также требуется проявление уважения к Богу, каких бы убеждений человек ни придерживался и к какой бы конфессии или культуре ни принадлежал. Вовлечённость человека в природные процессы, протекающие циклически (смена дня и ночи, времён года и т.д.), вела к установлению адаптированной к этому системы праздников, постов и т.д., к соотнесению богослужения с определёнными часами суток и днями недели (праздники могут иметь характер обряда перехода общины от одного состояния к другому). Иные обряды перехода, также сопровождающиеся тем или иным богослужением, соответствуют основным этапам жизни каждого члена общины: рождению, достижению совершеннолетия, бракосочетанию, смерти. Общинный характер богослужения во многих культурах выражается в форме общей трапезы; при этом Богу выделяется часть пищи, которая символически указывает на Его участие в ней. Поэтому обряды богослужения, обозначающие невидимое, имеют знаковый (символический) характер. Особая роль в них отводится слову, которое в контексте богослужения становится священным. По этой причине в богослужении используются определённые формы текста – молитва, гимн, благословение, пророчество и др. Все указанные черты характерны для богослужения как в Ветхом Завете, так и в христианской церкви. Исследователи подчёркивают, что религия Ветхого Завета резко и существенно отличается от всех языческих религий строгим монотеизмом и своим нравственным характером. В ней один Бог – Ягве, и человеку предъявляются высокие нравственные требования: будьте святы, как Я, Господь Бог ваш; человек преисполнен сознания святости и величия Ягве, чувствует свою греховность, немощность перед строгостью Закона и ждёт избавления и Искупителя. Такой характер отражается на богослужении и обрядах ветхозаветной религии сравнительно со всеми языческими культами: всё посвящалось воспоминаниям великих дел Ягве, явленных в истории народа Божьего.

 



 
PR-CY.ru