Словарь по христианству Б БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 4

БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 4

Несмотря на явную тенденцию к замене культового благочестия благочестием Закона (выразившуюся, в первую очередь, в движении фарисеев), Иерусалимский храм с его богослужением к I в. н.э. оставался центром религиозной жизни народа Израиля. Но после его разрушения и рассеяния иудеев в 70 г. н.э. храмовое богослужение исчезает, а его место занимает синагогальное. Невозможность исполнить богослужебные предписания Пятикнижия и одновременно убеждение в их необходимости породили практику ежедневного прочтения верующими иудеями описаний храмового богослужения (считалось, что это заменяет реальное его совершение). В результате складывается целая система общественных и частных молитв. Из-за тесной исторической связи с ветхозаветной традицией новозаветная религия удержала сначала некоторые формы ветхозаветного богослужения. Иерусалимский храм, куда ходили Спаситель и апостолы, мог быть священным местом и для христианской молитвы, могли быть приняты и были приняты в состав христианского общественного богослужения священные ветхозаветные книги и молитвенные псалмы, оставались священными и для христиан из иудеев часы молитвы и праздничные дни. Но всё принятое христианами от ветхозаветной церкви получило новый смысл и особое ознаменование согласно духу новой церкви и важнейшим моментам её истории. Кроме того, исторические обстоятельства вскоре заставили и христиан из иудеев совершенно и во всём отделиться от синагоги. Христианство как религия новая, чисто духовная, универсальная в смысле времени и национальности, естественно должно было выработать новые формы, отличные от иудейских. Как Новым Заветом отменялся Ветхий Завет, так и отменялось, в частности, всё обрядовое из иудейства: в христианстве не могло быть кровавых жертв, колена Левина для священства, потому что уже была принесена великая жертва для искупления грехов всего мира, и всякому христианину стали доступными преимущества священства, данные в Ветхом Завете только одному колену. Место для служения Богу теперь было не только в Иерусалиме, а везде; время служения Богу – всегда и непрестанно. Заповеданное Христом поклонение Богу духом и истиной уже не могло помещаться в формы ветхозаветного обряда: оно было выше и шире какого бы то ни было обряда, оно само могло творить разнообразные обряды и одухотворять их, наполнять новым содержанием, но не могло зависеть от обряда и подчиняться ему. Спасение мира через Христа и во Христе должно было сделаться и стало главным содержанием христианского культа; личность Христа, история Его жизни и вместе история спасения человечества должны были проникнуть и проникли во все обряды христианского богослужения. Хотя первые христиане заимствовали от ветхозаветной церкви время молитв каждого дня, но соединили с этими часами воспоминание важных событий в жизни Христа и истории христианства: страдание и смерть Спасителя, и сошествие Святого Духа на апостолов. Точно так же и заимствованным от ветхозаветной церкви праздникам (Пасхе и Пятидесятнице) придали совершенно новое значение. Богослужебная неделя стала напоминать неделю страданий Спасителя и оканчиваться воскресением. И в ряде годичных праздников христианская церковь напоминает историю земной жизни Христа и важнейшие события в истории христианской церкви. Все важнейшие богослужебные действия теперь сосредоточились около таинств, в которых христианин получает дары Духа Божьего, укрепляющие и взращивающие его в духовной жизни. С конца II в. порядок, тексты молитв и песнопений синагогального богослужения постепенно подвергались фиксации и к эпохе Средневековья приняли вид, близкий к нынешнему. Богослужение христианских церквей стоит в тесной связи с их догматическим учением. Представляя в своём историческом развитии внешнее выражение христианства, оно, вместе с его формами, обусловливалось духом времени и религиозными запросами людей. Богословы говорят, что в христианстве человечество, обретя во Христе спасение, получило возможность вновь вступить в животворящее общение с Богом, и богослужение стало средством, ведущим к подлинному обожению. Считается, что христианское богослужение совершается только благодаря Воплощению Сына Божьего, Его Крестным страданиям, смерти, Воскресению и Вознесению на небо, событию нисшествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.

 



 
PR-CY.ru