БОГОСЛУЖЕНИЕ

БОГОСЛУЖЕНИЕ – символические действия религиозной группы или индивида (клирика, харизматического лидера), направленные на установление, поддержание, возобновление (например, ситуативное или сезонное) контакта верующих с Богом, с высшими силами, божествами, духами и т.п., а также на его публичную демонстрацию, что составляет необходимую принадлежность всех религий и существенную часть религии вообще. Внешне религиозная вера выражается в молитвах, жертвах и обрядах различного рода. Богослужение во внешних формах отражает внутреннее содержание веры и религиозное настроение души. В языческих религиях идеи о божестве и откровениях божества человеку выражалось в мифологии, которая и обусловливала собой те или иные формы культа. Общественный культ, который, собственно, и является религией, во всех религиях выступает главным выражением богослужения, которое осуществляется в форме религиозного обряда или ритуала и является сущностным проявлением человеческой религиозности, содержательным ядром культовой практики богопочитания. Богослужение может пониматься предельно широко – как любое индивидуальное человеческое служение Богу, послушание божеству – периодическое произнесение молитв, соблюдение повседневных ритуальных табу, моральных норм, установленных свыше (например, воздержание от пищи, от удовлетворения сексуальных потребностей и т.п.) и более конкретно – как церковное богослужение, имеющее строго фиксированную общественно-церемониальную форму. Согласно христианству, богослужение – это совокупность церковных обрядовых действий, выражение религиозной веры в храмовых молитвах и таинствах церкви (литургия), цель которых – установление или демонстрация связи (лат. religio) с Богом. По учению церкви, богослужение призвано нести священническую миссию Христа, которая была Им вверена апостолам (и всем, кто уверует): постоянно возвещать верующим «благую весть» Евангелий и наставлять в истине, побуждая верующих размышлять о тайнах Божьих, о спасении, мире, добре и зле, о своей жизни. Церковное богослужение сохраняет также непрерывность земной молитвы, завещанную Христом. В свою очередь, оно может выступать и как часть (имеется в виду самостоятельное законченное единичное обрядовое действие, например, христианское таинство), и как целое (совокупность различных аспектов культовой деятельности какой-либо церкви, или иной религиозной общины). Богословы говорят, что понимание всей жизни верующего как непрестанного богослужения особенно ярко проявляется именно в христианстве, где культовые формы, в которые заключено богослужение, считаются установленными или Самим Богом, или кем-то из приближённых к Нему людей. Поскольку с Богом нельзя общаться как с обычным собеседником, порядок богослужения строго регламентирован и консервативен (вплоть до объявления ненарушимости не только обрядов и текстов, но и языка богослужения). По той же причине считается, что участвовать в богослужении можно только очистившись. Поэтому оно связывается с ритуальными, а часто и с этическими запретами (например, постом, ношением особых одежд и т.д.). Необходимость знания обрядовых тонкостей и пребывания в ритуальной чистоте ведёт к тому, что в общинах верующих выделяются профессиональные священнослужители, полностью посвятившие себя богослужению, а для богослужения нередко отводят священные места и священное время. В христианстве также существует институт священнослужителей, но христианские священники, в отличие от священников многих религий, не считаются отделённой от народа группой, выполняющей функцию посредников между Божеством и народом. В христианской церкви наследственное ветхозаветное священство сменилось новым, а место прообразовательных жертв Ветхого Завета заняла единственная Жертва Сына Божьего (Евр. 7–9). Все члены церкви могут приобщаться Святых Таин Христовых и участвовать в Его Жертве, поэтому все они считаются царственным священством (2 Петр. 2:5–9; ср.: Откр. 1:6). Но в евхаристическом собрании, имеющем своим прообразом Тайную вечерю, кто-то должен предстоять, занимая место Христа. Поскольку всякое служение в церкви считается благодатным, а особенно – служение предстоятельства (1 Тим 4:14), то предстоятель (епископ или священник, а также помогающие ему диакон и низшие клирики) должен быть в таинстве Священства поставлен на свою степень епископом, имеющим апостольское преемство, о котором свидетельствует историческое единство церкви.

 



 
PR-CY.ru