БОГОСЛОВИЕ - Страница 20

Влияние Эриугены на последующее богословие исследователями признаётся бесспорным, хотя с XIII в. распространению его сочинений был положен конец папским запрещением. Только в Новое время он стал предметом внимательного изучения; его считают первым видным представителем схоластики, хотя он по своему настроению стоит вне её. Схоластическое богословие, ставшее бранным названием, в действительности было школой, где европейское человечество приучалось думать в течение нескольких столетий. В глубине видимого порабощения мысли было заложено её освобождение. Богословие изучается вместе с философией и на первых порах её совершенно подавляет («философия – служанка богословия»). Основные принципы науки считаются данными христианской догматикой; умственная энергия направляется только на разработку методов их приложения. Философы изучают «Органон» Аристотеля и культивируют диалектику. Для этой стадии характерен спор реализма (тождество мысли и бытия) и номинализма (номинализм – философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. именами отдельных единичных «сущностей» – реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей). Церковь примкнула к первому и отвергла второй, но диалектическая обработка articuli fidei (предметов веры) таила в себе опасность: она угрожала вместо укрепления догмы привести к её разложению. Такие опасения, между прочим, возбуждал французский теолог и философ-схоласт Пьер Абеляр (1079–1142 гг.), который в сочинении «Sic et non» сопоставлял противоречивые положения разных авторитетов и указывал способы их решения. При этом мысль иногда вырывалась на свободу, и Абеляр советовал читать отцов церкви «не со слепой верой, а со свободным рассуждением». Так как, кроме того, в теории познания он колебался между реализмом и номинализмом (концептуализмом), то вся манера его философствования мистиками была признана еретической (Бернард Клервоский). Но это резкое столкновение неизбежно привело к образованию среднего направления, во главе которого встал самый крупный богослов-мистик эпохи между Августином Блаженным и Фомой Аквинским – Гуго Сен-Викторский (1096/1097–1141 гг.). Под его влиянием находился Пётр Ломбардский (около 1095–1160 гг.), который в своих «Четырёх книгах сентенций» склонял к миру авторитет и разум. Мистика и традиционализм протягивают руку диалектике: первые покидают наивную веру, а вторая укрощает своё дерзновение. В Средние века на Западе над всем господствует церковь, и все науки поглощены одной, богословской, которая, в свою очередь, поглощена почти исключительно областью догматики. Но исследователи говорят: можно, конечно, с полной справедливостью сказать, что в громадной массе схоластической работы находится мало нового и ценного, но подчёркивают, что нельзя не удивляться логической точности и диалектическому искусству схоластов, поскольку все церковные догматы подвергнуты ими тонкому анализу и рассчитаны до последнего волоска. Кроме того, в их «Суммах теологии» есть такие богословские системы, которые и сейчас вызывают удивление, не оставляя желать ничего лучшего в отношении формы. В XIII в. в жизнь вступают новые факторы: с одной стороны, подъём религиозности, выразителем которого был основатель нового ордена Франциск Ассизский (1182–1226 гг.), а с другой – приток новых идей, появление полного Аристотеля, в котором церковь начинает видеть союзника. Достигнув господства над миром (булла Unam Sactam, 1302 г.), она хочет царить и над умами, пытаясь привлечь себе на службу все силы разума. Появляются видные системы, которые стремятся привести в согласие перипатетическую философию (перипатетики – последователи Аристотеля) с церковной догмой. Великие схоластики XIII в. – Альберт Великий (около 1200–1280 гг.), Александр из Гэльса (1170/1185–1245 гг.), Фома Аквинат (1225/1227–l274 гг.), Иоганн Дунс Скот (1265–1308 гг.) – всегда будут образцами формального мышления и систематического построения. Фома Аквинский занимает вершину: он заставляет вступить в союз двух врагов – политика Аристотеля и богослова Августина Блаженного. Метод богословия описан у него в выражениях, классических для всей схоластики, но высшее торжество богословия в лице Фомы Аквината было уже началом его падения.

 



 
PR-CY.ru