БОГОСЛОВИЕ - Страница 17

Эту задачу решала каппадокийская партия, во главе которой стояли великие каппадокийцы – Василий Великий и два Григория: Григорий Богослов (329–389 гг.), друг и сподвижник Василия Великого, и его младший брат Григорий Нисский (около 335–394 гг.), которые воспитались на Оригене и просветили свой ум в глубине его богословствования. Им удалось вытеснить арианство. Исследователи не сомневаются, что эта победа была одержана при сильной поддержке неоплатонизма: учение о Троице в единице получало более лёгкий доступ в умы, покорённые последней великой философской системой эллинизма – недаром победители арианства (каппадокийцы) говорят языком неоплатонизма. При обсуждении вопроса, как Единое Божество проявляет Себя в трёх Лицах, они вообще пользуются неоплатоническими аналогиями. Василий Великий в этих целях обращается к определению божества у Плотина как первой силы, нередко просто повторяет мысли Плотина Григорий Богослов. Особенно важную услугу неоплатонизм оказал каппадокийцам при разработке учения о Святом Духе: здесь он пришёл на помощь христианскому богословию со своим учением о мировой душе. Признавал себя учеником «раскольника» Тертуллиана, до конца жизни называя его своим учителем, и защитник единства церкви Карфагенский епископ священномученик Киприан (около 200–258 гг.). Однако влияние Оригена было  прочнее и устойчивее: боязни разума, опасения науки, вражды к языческой философии в IV в. на Востоке у христиан уже совсем не было. Но решение тринитарной проблемы создавало новые затруднения, для устранения которых потребовалась напряжённая борьба в V–VII вв. Христос был вознесён на метафизическое небо и воссел одесную Отца как Бог, но Он жил на земле; остались Евангелия как величайшая святыня. В них рассеяно много черт, которые характеризуют простого человека с его немощами: Творец неба и земли, Промыслитель мира беспомощно бежит от преследований в Египет, скрывается от недругов, терпит многое как самое обыкновенное создание. Как совместить в мысли эти несовместимые вещи? Кто действует в Иисусе – Бог или человек, или Бог и человек вместе? И если последнее, то какая доля участия в его жизни и деятельности принадлежит Божеству, какая – человечеству? Как мыслить одновременное существование двух столь несродных природ? При решении этого вопроса, как и при решении тринитарной проблемы, брали перевес то требования мысли, то интересы спасения. Отсюда – страстная борьба, переходящая в побоища и стоившая иногда Византийской империи отторжения её старинных провинций. Во главе движения шли представители антиохийской и александрийской школ, но решение вопроса, получившее перевес, дал Аполлинарий Лаодикийский, Младший (около 310 – около 390 гг.). Он был зачислен в еретики, но неотразимо повлиял на умы современников. Четыре Вселенских собора были заняты этим жгучим вопросом – Третий, Четвёртый, Пятый и Шестой. С богословскими спорами сплетались национальные и политические интересы, которые придали движению такие размеры, такую силу, что приводили в сотрясение весь организм Восточной империи. Целый ряд выдающихся писателей и деятелей связали свою судьбу с этим движением: Несторий, Кирилл, Феодорит, Диоскор, Лев Великий, Юстиниан и др. Официальным решением вопроса было определение Халкидонского собора 451 г., по которому естества во Христе соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Уже чисто негативный характер этой формулы показывает, что мысль билась, как в тисках, при решении данной проблемы: реальная мыслимость отношения естеств во Христе равняется почти нулю. В сущности, это даже не решение проблемы, а замаскированное уклонение от него, запрещение простирать исследование дальше ввиду невозможности достижения требуемых результатов. Несторианство, монофизитство и монофелитство, можно сказать, закончили великие богословские распри, волновавшие Восток. В дальнейшем богословская мысль останавливается и начинает жить наследием прошлого. В спорах аргументы от разума заменяются выписками из творений светил церкви, и всё греческое богословие в период Вселенских соборов носит печать классической науки, следует греческому философскому методу.

 



 
PR-CY.ru