БЛАГОДАТЬ - Страница 3

Однако в главном значении данное понятие используется для описания благодати как Божественной силы, даруемой человеку для его спасения, милующая любовь в отношении к грешнику, в силу которой Бог предлагает ему принять ничем не заслуженный дар спасения, дарует ему прощение грехов и вечную блаженную жизнь. Такое понятие выражается в сопоставлении благодати с благоволением, по которому Бог от вечности предопределил усыновить Себе людей (Еф. 1:5; 2 Тим. 1:9) и с человеколюбием, явленным в спасении через Христа (Тит. 3:4). Поэтому благодать прямо называется «спасительной». Отличительная черта этого Божьего свойства в том, что оно действует не зависимо ни от каких заслуг со стороны человека (2 Тим. 1:9; Тит. 3:5), изливается на него свободно, как чистый божий дар (Еф. 2:8, 9; 3:7; Рим. 3:24; 5:15), а не как что-либо должное, на что человек имел бы право. Как свойство Божье благодать так же от вечности принадлежит Богу, как и все другие Его свойства. Хотя предметом её действия является падший человек и, следовательно, к деятельности она вызвана только грехопадением, но она от вечности существовала в Боге как благоволение или предопределение о спасении, являясь Его основным свойством, почему и называется «благодатью…, данною прежде вековых времён» (2 Тим. 1:9; Еф. 1:4, 6; Рим. 3:29, 30). О благодати как нетварной Божественной силе говорил апостолам Иисус Христос: «...Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1:8). Как сила понимается благодать апостолом Павлом: «...Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9)». Первичная благодать – само дарование жизни. После грехопадения, т.е. актуального разрыва с Богом, следствием которого стала подверженность человека тлению и смерти, благодать означает спасающее действие Бога, цель которого – восстановить общение и единство человека со своим Творцом, что равнозначно понятию вечной жизни. В раннехристианском богословии благодатное воздействие Бога часто приписывалось Святому Духу – третьему Лицу Троицы (вплоть до отождествления благодати с Духом Божьим). У древних отцов церкви догмат о благодати не был предметом тщательного исследования. В подробное раскрытие учения о действиях благодати и её отношения к свободе они не входили, ограничиваясь тем общим положением, что в деле спасения всё совершается действием Божьей благодати, но в то же время ничего не бывает независимо и помимо воли человека. При этом отцы церкви больше останавливались на раскрытии понятия о свободе, выдвигая его на первый план как в противоположность фатализму язычества и натурализму гностицизма (более древние отцы), так и ввиду чисто практических интересов (позднейшие). Более подробное раскрытие учения о благодати получило в Западной церкви, поводом к чему послужило появление в начале V в. пелагианства. Но ещё греческий церковный деятель и богослов, отец церкви Кирилл Александрийский (около 377–444 гг.) писал: «Действие несозданной сущности есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу, так что по триипостасности действие относится к каждой из них, как свойство совершенного Лица. Итак, Отец действует, но через Сына в Духе. Сын действует также, но как сила Отца, поскольку Он от Него и в Нём по собственной Своей ипостаси. И Дух действует также, ибо Он – Дух Отца и Сына, Дух всемогущий и сильный». При общности действования в тайне домостроительства богословы, тем не менее, усматривают различные модусы благодатного проявления каждого Лица. Бог Отец, отдавший «Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16), является Источником благодатного освящения человека. Об этом освящении молился Ему Христос: «Освяти их истиною Твоею» (Ин. 17:17). О нём говорит и апостол Павел: «Он (т.е. Бог Отец) облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:6). У того же апостола они узнают о благодатном помазании Богом Отцом призванных к жизни во Христе: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21–22). Иисус Христос, по учению церкви, будучи «силой Отца» является Виновником благодатного освящения, т.к. последнее стало возможным только благодаря совершённому Им искуплению человеческого рода (Ин. 7:39).

 



 
PR-CY.ru