Словарь по христианству Б БЛАГОДАТЬ

БЛАГОДАТЬ

БЛАГОДАТЬ – специфически христианский религиозный (в том числе богословский) термин, обозначающий действенное снисхождение Бога к человеку как тварному существу. Термин также обозначает нетварную Божественную силу, в которой Бог являет Себя человеку, а человек с её помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения. Согласно христианскому учению, благодать есть «благой дар» милосердного Бога и в этом смысле благодать тождественна проявлению Его любви к Своему творению. Христианские богословы в своих произведениях употребляют понятие «благодать» в значении незаслуженной Божьей милости, проявленной для человека, и подчёркивают, что она даётся человеку для его спасения, поскольку спасти человека, его душу может только Бог. Заслуга Ветхого Завета в данном вопросе заключается в том, что он открыл человеку то, что человек живёт в грехе и должен ждать спасения от Бога, но путь к спасению был указан в Новом Завете – через Иисуса Христа (путь к спасению в Ветхом Завете – через исполнение требований Закона). Понятие «благодать» как незаслуженный дар Бога в Ветхом Завете отсутствует. Близкое по смыслу слово «хэсэд» в древнееврейском языке имеет два главных значения: свойство Божье, которое, в отличие от благости, простирающейся вообще на личные духовно-разумные существа, проявляется в отношении к падшему человеку и выражается в прощении ему грехов и помиловании, вообще – в спасении; силу Божью, которой совершается спасение человека. Но оно не всегда несёт в себе религиозное содержание. Еврейское слово «хэсэд», больше соответствующее новозаветному понятию «благодать», обычно переводится у авторов Септуагинты в смысле «милость», «благоволение». Библейские авторы характеризуют этим понятием мудрого человека: «Слова из уст мудрого – благодать» (Еккл. 10:12). Когда оно определяет человеческие взаимоотношения или отношение Бога к человеку, то обычно выражает расположение, благоволение, милость, оказываемые друг другу или проявляемые Богом к ветхозаветным праведникам: «И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих» (1 Цар. 16:22); «Адер снискал у фараона большую милость...» (3 Цар. 11:19); в отношении Бога к человеку: «Если я, – говорит Авраам Богу, – обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:3). «Обрести (или снискать) благоволение» или «милость» (2 Цар. 15. 25), или «благодать» (Суд. 6:17) – типичные библейские выражения. С помощью значений «милость» и «милосердие» описываются также отношения между людьми (Быт. 20:13; 3 Цар. 20:31) и отношение Бога к тварному миру и человеку (Пс. 32:5; 35:6; Ис. 15:13; 34:7). В Ветхом Завете находит себе выражение понятие о благодати как свойстве милующей и спасающей Божьей любви. Как обладающий этим свойством Бог слышит молитву взывающего к Нему (Ис. 22:27), укрощает свой гнев на грешника (Ис. 32:12), оставляет беззакония и неправды (Ис. 34:7, Пс. 50:3), прощает грехи уповающим на Него (Пс. 31:5, 10; 129:7, 8; 142:8) и боящихся Его (Пс. 102:11, 13). Многократно это свойство указывается наряду с истиной и верностью (Пс. 85:11; 88:15, 34; 9:3; 97:3 и др.), с правдой и судом (Ос. 2:19) и противополагается Божьему гневу (Пс. 84:6–8; Исх. 60:10; 54:8). За исключением пророчества Захарии (12:10), где говорится об излиянии на дом Давидов и живущих  Иерусалиме «духа благодати и умиления», с которым, однако, по смыслу тождественны пророчества об излиянии Святого Духа (Ис. 44:3; Иез. 11:19; 36:26; 37:1; Иоил. 2:28, 29; ср. Ин. 7:38; Деян. 2:17), понятие о благодати как силе Божьей, возрождающей и спасающей человека, раскрывается только в Новом Завете. Благодать изображается здесь как сила, обитающая в человеке (1 Кор. 15:10; 2 Кор. 1269) и в нём могущественно действующая (Кол. 1:29), как сила, которая содействует нашим немощам и в состоянии сделать несравненно больше того, чего мы сами можем желать (Еф. 3:20; Рим. 8:26). Она сообщает человеку познание Бога и дарует всё необходимое «для жизни и благочестия» (2 Петр. 1:2, 3), призывает человека к Христу (Гал. 1:15), и она же делает возможным сам ответ с его стороны на этот призыв, открывая его сердце (Деян. 16:14; ср. Ин. 6:44, 45).

 



 
PR-CY.ru