БЛАГОДАТЬ - Страница 9

Результатом воздействия свободно принимаемой благодати как синергии (сотрудничества, соучастия) Бога и человека является теозис (обожение), когда достигается актуальное единство Творца и твари, и человек становится «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1:4) в его нетварных энергиях. Согласно учению церкви, именно грехопадение человека привело к тому, что он уже не мог выполнить своего призвания и достигнуть состояния обожения. Однако Божественный замысел о человеке не изменился и после грехопадения: человек по-прежнему призывается к стяжанию полноты Божественной жизни и к единству с Богом. Путь к этому единству, как свидетельствует вся священная история, был длительным и трудным. Субъективные условия восприятия благодати человеком – его раскаяние в своих грехах и молитвенное обращение к Богу в ожидании его спасительного воздействия (в монашеском опыте – строгая аскетическая дисциплина, сопровождаемая усиленной, в пределе непрестанной, молитвой). Но грех и его следствия оказались столь губительными для человеческой природы, что самому человеку их преодолеть не под силу. Поэтому грешник нуждался в Божественной помощи, которая и была ему явлена в тайне домостроительства, сокрытой «от веков и родов» (Кол. 1:25–26). Эта тайна стала открываться уже в ветхозаветные времена, хотя Ветхий Завет ещё не знал состояния обожения, «потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39). Ветхозаветная сотериология (учение о спасении) ещё слишком несовершенна; поскольку руководствовавшийся ею жил по Закону, а не по благодати (Рим. 6:14). Закон же, данный Богом Моисею, согласно христианству, был только «детоводителем ко Христу» (Галл. 3:24). По определению Киевского митрополита Илариона (ум. около 1054/1055 гг.), автора знаменитого «Слова о Законе и Благодати», Закон – лишь «предтеча и слуга благодати», поскольку он не нёс в себе животворящей силы (Галл. 3:21), способной духовно возродить человека, и был призван лишь обуздать грех и вызвать в человеке осознание глубины своего падения и своего духовного бессилия. Апостол Павел со всей решительностью утверждает, «что законом никто не оправдывается пред Богом» (Галл. 3:11), потому что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Галл. 2:21). Апостол противопоставляет силе Закона другую силу, явление которой в мир стало возможным только после дела спасения, совершённого Иисусом Христом. Эта сила и называется «благодатью». В славянском и русском языках нашла отражение одна из основных особенностей этой силы – она подаётся как благодать, т.е. благой дар, не по долгу и не по делам Закона, «ибо делами Закона не оправдается никакая плоть» (Галл. 2:16). Эту же особенность подчеркивает и апостол Павел, когда пишет: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9); «если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать» (Рим. 11:6). Христианское учение утверждает, что надежда на дела порождает фарисейскую праведность, которая в сознании иудеев делает Бога должником человека, обязанным награждать человека за его дела. Наследники такой праведности живут по букве Закона, а не по духу благодати. Они, по выражению апостола, «остались без Христа» (Галл. 5:4), а стало быть, оказались лишёнными воздействия благодати Святого Духа, с помощью которой только и возможно духовное возрождение человека. Характер благодатного воздействия на человека Божественных энергий определяется, главным образом, духовным состоянием самого человека. Если он ещё не открыл для себя «путь, истину и жизнь» (Ин. 14:6), благодать действует на него подобно свету во тьме (Ин. 1:4–5). Этот Свет – «истинный»; Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Поэтому любой человек, находящийся в таком духовном состоянии, испытывает на себе просвещающее воздействие благодати. Под этим воздействием рассеивается греховная тьма, мешающая человеку познать самого себя и постигнуть подлинный смысл жизни. Благодать просвещает, прежде всего, душу человека, его сердце и его совесть, вследствие чего обычно появляются неудовлетворённость прежним образом жизни, осознание ошибочности жизненного пути, по которому человек шёл до сих пор. При этом благодать удерживает человека от состояния безысходности, которое нередко порождает отчаяние, и вселяет в сердце человека надежду на Божественное милосердие.

 



 
PR-CY.ru