БЛАГОДАТЬ - Страница 7

Преимущественное действие благодати подчёркивает и апостол Павел при сравнении своих благовестнических трудов с трудами остальных апостолов: «...Я более всех их потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10). Утвердительно-отрицательное «я» – «не я» не делает данный текст противоречивым и не является показателем лишь личного смирения апостола. С помощью этого языкового приёма он на примере своего апостольского служения отмечает главную особенность взаимодействия благодати и человека, который трудится очень много, но лишь для того, чтобы создать условия для преображающего действия в нём благодати. К этой особенности богочеловеческой синергии апостол Павел обращается в своих Посланиях неоднократно. Так, стремясь показать коринфским христианам преимущественное значение Божественной помощи в апостольском служении, он пишет: «Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали... Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор. 3:5–6). Тема благодати, благодаря исключительной значимости в христианском учении, в святоотеческом наследии присутствует постоянно. От апостолов она переходит к мужам апостольским и находит своё выражение, как и у апостолов, прежде всего, в приветствиях, с которыми апостольские мужи, подобно своим учителям, обращаются к первым христианам. Римский епископ, священномученик Климент I (ум. в 97/99/101 гг.), апостол из 70-ти, так обращается к Коринфянам: «Благодать вам и мир от всемогущего Бога чрез Иисуса Христа да умножится», а священномученик Игнатий Богоносец (ум. в 107 г.), Антиохийский епископ, муж апостольский, приветствует «Церковь магнезийскую», благословенную «по благодати Бога Отца во Иисусе Христе Спасителе нашем». Свои послания апостольские мужи, так же как и апостолы, часто заканчивают пожеланием благодати христианским общинам. У Римского епископа Климента I и епископа Смирнского Поликарпа (около 80–169 гг.) это пожелание почти буквально повторяет пожелание апостола Павла: «Благодать Его (Господа Иисуса Христа) да будет со всеми вами» (Рим. 16:24; Флп. 4:23; 1 Фес. 5:28; 2 Фес. 3:18). Для мужей апостольских, стоявших у истоков христианства, актуальной была проблема Закона и благодати. Её обсуждал Игнатий Антиохийский (Богоносец), предупреждавший, что «если мы до сих пор ещё живём по закону иудейскому, то чрез это открыто признаёмся, что мы не получили благодати». Поликарп Смирнский, подобно апостолу Павлу, указывал первым христианам: «Вы спасены благодатью, а не делами» Закона. Что же касается жившего «под Законом» ветхозаветного человека, то и он не был лишён благодатного воздействия, возможность которого для Игнатия Богоносца была обусловлена ожидаемым Боговоплощением: «И божественнейшие пророки жили о Христе Иисусе... Вдохновляемые благодатью Его, они удостоверяли неверующих, что Един есть Бог, явивший Себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего...» Христианские апологеты в своём учении о Слове как Божественной премудрости признавали действие «благодати Слова» даже в языческом мире. Ими впервые ставится проблема свободы человека, однако она ещё не решается в контексте учения о благодати, что будет иметь место в святоотеческой мысли более позднего периода. Своё понимание свободы апологеты противопоставляют языческой философии с её фаталистическими представлениями о неотвратимости судьбы, о воле рока и т.п. Римский адвокат Минуций Феликс, известный своей апологией христианства в форме диалога «Октавий», писал: «Пусть никто не ищет в судьбе утешения или оправдания... Что бы ни делала судьба, у человека душа свободна...» Священномученик Ириней Лионский (130–202 гг.), размышляя о домостроительном проявлении Святой Троицы, отмечал, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына в Святом Духе, что даёт ему основание именовать эту Божественную силу «Отчей благодатью». Сын «открывает Отца», причём это начинается с Ветхого Завета. С тех пор «Слово сделалось раздаятелем благодати Отчей (paternae gratiae)». В новозаветные времена верующие в воплощённое Слово получают от Него «большую благодать» (majorem gratiam) и «изобильную радость». Эту благодать Ириней называет «благодатью усыновления» (adoptionis gratiam), благодаря которой христиане именуют Бога своим Отцом.

 



 
PR-CY.ru