БЛАГОДАТЬ - Страница 4

Поэтому благодать даруется человеку не вообще, а только «во Христе Иисусе» (1 Кор. 1:4), а имеющие её в себе становятся носителями «Духа Христова» (Рим. 8:9), Который посылается Богом Отцом и вселяется в их сердца (Гал. 4:6). Совершителем же благодатного освящения человека является Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух. Именно поэтому словосочетание «благодать Святого Духа» так часто встречается в литургической письменности и в церковной литературе вообще, хотя его нет в Священном Писании. Действие Божьей благодати многоразлично. Вначале человек созревает для покаяния, понимает, что нуждается для своего спасения в Божьей помощи («благодать приготовляющая, предшествующая»), затем, уже любя Христа и веря в Него, «общается» с Ним и старается жить, как Он, получая прощение грехов и силы к творению добра («благодать действующая»). Далее человек сподобляется «действующей благодати», которая руководит им в дальнейшем, не давая ему уклониться от верного пути к спасению. В итоге человек сливает свою волю воедино с Божьей волей: он отныне хочет того же, чего хочет для него Бог. Это и есть истинная свобода человека. Учение православной церкви в более частных чертах, хотя не вполне определённо, излагается в «Послании патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере» (1723 г.). Содержащееся в нём учение о благодати вошло во многие православные учебники по догматическому богословию. В «Послании…» благодать схоластически разбивается на «виды», каждый из которых выполняет свойственную ему функцию: благодать «предваряющая» (или «просвещающая») призывает человека к Богу, благодать «особенная» (или «оправдывающая») совершает его духовное возрождение. Дарование первой не зависит ни от каких заслуг со стороны человека и потому ей приписывается в «Послании…» характер всеобщности: она «путеводит всех». Эта всеобщность предваряющей благодати неоспоримо должна быть понимаема в смысле неограниченности её дарования одним только предопределённым ко спасению (в кальвинистском смысле) и её возможной доступности для всех людей, – возможной, но не фактической, в том смысле, что, во-первых, не всем людям приводиться слышать слово Христова благовестия, поскольку распространение Евангелия имеет свою историю; во-вторых, не все пользуются ею, поскольку её действие обусловливается свободой тех, кому она предлагается (через слово благовестия о Христе). Согласно «Посланию…», действие предваряющей благодати заключается в том, что она «доставляет человеку познание божественной истины» и указывает «повеления, необходимо нужные для спасения» (или, как в другом месте, «учит делать добро, угодное Богу»). Действие благодати особенной – в том, что она, «содействуя укрепляя и постепенно соверешенствуя (верующих) в любви Божьей, оправдывает их и делает предопределёнными». Иными словами (и точнее), действие той и другой благодати определяется таким образом: действие первой, совершающееся через орудие Слова Божия (евангельской проповеди), состоит в образовании покаянных движений в душе грешника, совокупность которых составляет то, что называется обращением. Действие второй, орудием которой служат таинства, заключается, во-первых, в оправдании человека как действительном внутреннем очищении его от грехов и, во-вторых, в освящении как искоренении всех греховных навыков и склонностей и возведения верующего на высшую ступень нравственного совершенства. Богословы отмечают, что хотя «Послание…» признаёт синергизм благодати и свободы, но точно не определяет, как нужно его понимать, и что подробного раскрытия и вполне точного определения по этому вопросу не дают и существующие догматические руководства, которые обычно ограничиваются формулой отрицательного характера, как бы направленной против воззрения, уничтожающего всякое значение свободы. Признавая необходимость участия свободы, они не определяют, как должно представлять взаимодействие обеих сил, – в смысле совместно-одновременного их действия, или последовательно-переменного, и во всех ли без исключения моментах процесса усвоения спасения эти силы действуют в зависимости друг от друга. Признавая вообще зависимость действий благодати от свободы, богословы, однако, порой допускают (а именно, относительно самого начального момента в обращении), что благодать предваряет свободу и действует в человеке независимо от свободы, производя в душевных силах человека такие изменения, в силу которых он и становится только способен к принятию и уразумению евангельской проповеди, а через это и к покаянной вере.

 



 
PR-CY.ru