БЛАГОДАТЬ - Страница 2

Ею совершается оправдание (Рим. 3:24; Тит. 3:7) и спасение человека (Деян. 15:11; Еф. 2:7; 2 Тим. 1:9); она помогает преодолевать самые сильные искушения (2 Кор. 12:9) и ею же совершается весь земной подвиг христианина (1 Кор. 15:10; Кол. 1:29). Словом, благодать и начинает, и завершает наше спасение (1 Петр. 1:5; 5:10). Эта сила даётся независимо от достоинства и заслуги человека, она есть чистый дар Божий (Рим. 3:24; 11:6), подаваемый по вере во Христа Иисуса (Гал. 3:5). Она даруется по воле Отца (2 Тим. 1:8, 9; 1 Кор. 6:19) через Сына в силу совершённого Им искупления  (Рим. 5:15, 21; 1 Кор. 1:4; Еф. 1:5, 6), во Святом Духе (Тит. 3:5). В силу такого участия всех трёх Лиц в раздаянии дара благодати, она называется то благодатью Бога Отца (1 Кор. 1:3; 3:10; 15:10; 2 Кор. 1:2; 6:1 и др.), то Духом Божьим (Рим. 8:9, 14; 1 Кор. 3:16; Еф. 4:30; 1 Фес. 4:8) или «Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11), то благодатью Господа Иисуса Христа (1 Кор. 16:23; 2 Кор. 12:9) или духом Христовым (Рим. 8:9; Фил. 1:19), то Духом Сына (Гал. 4:6), то, наконец, силой Духа Святого (Рим. 15:13) и даром Духа Святого (Деян. 2:38). Поскольку, однако, спасение созидается преимущественно деятельность Духа Утешителя, то и благодать как сила, которая усвояет человеку спасение, приписывается, главным образом, Святому Духу, так что и сами выражения «благодать» и «Дух Святой», «дар благодати» и «дар Святого Духа» являются взаимозаменимыми (Деян. 2638; 1 Кор. 6:11; 2 Кор. 1:22; Гал. 3:2, 14; 1 Фес. 4:8), и сам Дух Святой называется «Духом благодати» (Евр. 10:29), хотя, впрочем, прямо выражение «благодать Духа Святого» в Новом Завете и не встречается. Поскольку Святой Дух сообщает дар оправдания лишь в силу искупительных заслуг и по ходатайству Христа (Ин. 7:39; 14:16; 15:7), то благодать является специфическим даром Нового Завета. Новозаветное учение со всей решительностью утверждает, что спасение человека совершается благодатью. Эта мысль ясно выражается в тех случаях, когда спасение человека сравнивается с новым рождением (Ин. 3:3–7), с новым творением (2 Кор. 5:17; Еф. 2:10), или когда называется оживотворением и воскресением (Еф. 2:5; Кол.2:13; 3:1). Всё, что христианин имеет, он «получает» (1 Кор. 4:7); всё, чем он является, совершается благодатью (1 Кор. 15:10). Но, с другой стороны, новозаветное Откровение столь же решительно ставит спасение и в зависимость от самого человека. Непременным условием спасения являются покаяние и вера, зависящие от свободы человека, почему и делаются постоянно увещевания к покаянию и вере (Мк. 1:15; 5:36; Ин. 6:29; 10:38; 12:36; 14:1, 11; Деян. 2638; 16:31 и др.). В Послании к Римлянам (1:5) вера представляется как «послушание», следовательно, как нравственное расположение, которое должно быть усвоено человеком. Деятельное участие человека в деле усвоения спасения ясно предлагается и в призываниях к твёрдому пребыванию в вере (Деян. 14:22; 1 Кор. 16:13 и др.), к постоянному бодрствованию (Мф. 24:42; Мк. 13:35; 1 Петр. 5:8; Евр. 3:7; Откр. 3:3, 20; 16:15), к напряжённому подвигу (Мф. 7:13, 14; Деян. 14:22; 1 Кор. 9:24–27; 1 Фесс. 1:3; 2 Тим. 2:5; 4:7) и вообще к упражнению в добродетели и исполнению обязанностей христианина. Таким образом, новозаветное учение признаёт и благодать, и свободу одинаково необходимыми деятелями в создании спасения, хотя преобладающее значение имеет все же благодать: «Благодатию Божию есмь то, что есмь; …не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10; Рим. 8:26; Еф. 3:20). Итак, в Новом Завете даётся полнейшее раскрытие понятия о благодати. Там оно имеет несколько значений. Во-первых, с его помощью описываются расположение и любовь, оказываемые кому-либо: «И каждый день единодушно пребывали в храме..., хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2:47); богоугождение, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Петр. 2:19); Божественное благоволение (Деян. 7:46); выражается благодарность Богу за неизречённый дар Его!» (2 Кор. 9:15). Этим понятием также выражается пожертвование, оказываемое кому-либо: «Когда же приду, то, которых вы изберёте, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим» (1 Кор. 16:3), и сама христианская жертвенность (2 Кор. 8:7).

 



 
PR-CY.ru