БЛАГОДАТЬ - Страница 10

Многообразны жизненные обстоятельства, при помощи которых благодать призывает человека к Богу. Все они направлены к одной цели: заблудившийся в жизни человек, подобно евангельскому блудному сыну, должен «прийти в себя» (Лк. 15:17), т.е. духовно очнуться, осознать то состояние, в котором он находится, и проявить решимость начать новую жизнь. Просвещающее действие благодати богослов и публицист-проповедник Феофан Затворник (1815–1894 гг.), прославленный в лике святителей, описывает как действие Божественного Слова, которое при этом он не ограничивает только Священным Писанием: «...Слово Божие на земле ходит и до слуха нашего доходит многообразно» (Путь ко спасению. М., 1899). Это многообразие, по его мнению, проявляется везде: в храме Божьем, где Слово «доходит» через богослужение, чтение Священного Писания, проповедь, икону; вне храма в творениях отцов и учителей церкви и вообще во всякой церковной литературе; вне церкви, где можно встретить человека, беседа с которым окажется душеполезной, умную книгу, содержащую непреходящие духовные ценности, картину, языком изобразительного искусства воспевающую красоту Божьего мира, и вообще любой предмет и явление окружающего мира, которые являются выразителями Божественного Слова. «Судя по сему, – заключает он, – мы объяты Словом Божиим, оглашаемся им со всех сторон». Если оглашение Божественным Словом достигает цели, и человек под просвещающим воздействием благодати находит Бога, действие на него Божественных энергий меняется. Теперь они входят внутрь человека и совершают процесс его духовного преображения. Начало этому процессу полагает таинство Крещения, принимая которое человек становится членом церкви. Иначе говоря, доступ к благодати объективно возможен через церковные таинства, прежде всего Евхаристию, в которых божественная энергия «воплощается» в посюстороннем веществе (вода Крещения, масло миро- и елеопомазания, хлеб и вино Евхаристии). Апостол Пётр призывает: «...Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). В призыве апостола отмечены дары Крещения: прощение грехов и благодать, вселившаяся в человека. Первый дар свидетельствует о начале духовной жизни. Его нельзя понимать как некую амнистию, в результате которой грешник объявляется праведником. Этот дар, по существу, есть тоже результат воздействия благодати. Он освобождает человека от детерминизма греха, делавшего его беспомощным в противостоянии господствовавшему в нём злому началу. С помощью второго дара человек начинает борьбу с этим началом и ведёт её до полной победы над грехом. Во Христе он возрождается и становится «новой тварью» (2 Кор. 5:17). Подобно дикой маслине, он благодатно прививается к «святому корню» (Рим. 11:16–17) и живёт жизнью Тела Христова (Еф. 4:16), облекается «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24). С церковной точки зрения воздействие благодати на человека, будучи свободным действием личного Бога, не имеет магического характера и может быть действенным только в случае её свободного и осознанного принятия. Благодать по своей сути есть «общение в любви» – как между Богом и человеком, так и между людьми перед лицом Бога. В традиционном представлении о благодати сочетается понимание её одновременно как деяния и как силы. Свободный акт Бога, в конечном счёте, всегда направленный на конкретную человеческую личность, воспринимается как ощутимый поток духовной энергии (даже на телесном уровне – так называемая «мученическая благодать», т.е. переживание помощи от Бога в экстремальной ситуации, перед лицом смерти «за Христа»), сообщающий человеку новые способности, невозможные в обыденном опыте, и нейтрализующий психосоматические импульсы, отождествляемые с грехом (гнев, ненависть, сексуальная распущенность и т.д.). Христианские мистики часто описывают пребывание в благодати как род опьянения, как духовный экстаз; другой аспект её действия – гармонизация душевно-телесной жизни, достижение состояния внутреннего мира, переживание жизненной полноты и всеобъемлющей любви, в том числе к природе и даже к «падшим ангелам». С религиозной точки зрения, благодать есть способ реального общения с Богом. Её переживание имеет сверхпсихический (сверхъестественный, но не противоестественный) характер.

 



 
PR-CY.ru