БЛАГОДАТЬ - Страница 8

Получив через веру «привитие Духа», они должны принести своей жизнью плоды веры, чтобы в будущей жизни стать наследниками «полной» (universa) благодати Духа. Действуя через орудие Слова, благодать возбуждает энергию всех душевных сил – просвещает ум познанием истины, углубляет сочувствие и усиливает стремление к познанному, но всё это не иначе, как при условии участия в этом свободы, без которой не может быть ни самого познания истины, ни возбуждаемых этим познанием чувств и расположений. В «Послании…» говорится, что «просвещающая благодать споспешествует ищущим её». Но это не означает, что человек сам, своими свободными усилиями привлекает благодать, а значит лишь то, что благодать в момент действия на человека находит в нём согласующуюся с ней свободу и действует на почве именно этого согласия. Но само желание свободы согласоваться с благодатью, в свою очередь, возникает именно в тот момент действия благодати. Таким образом, ни свобода не предваряет благодати, ни благодать – свободы; и та, и другая действуют совместно – одновременно, в органическом единстве, находясь в зависимости друг от друга. Благодать действует в свободе, а свобода – в благодати; по выражению богослова и публициста-проповедника Феофана Затворника (1815–1894 гг.), они «взаимновходны». Как начало спасения полагается совместным действием благодати и свободы, так и весь его дальнейший процесс до самого последнего момента совершается неразлучным действием обеих сил, при господствующем, однако, положении благодати (Кор. 15:10). Учение о благодати священномученика Киприана Карфагенского (около 200–258 гг.) носит по преимуществу экклезиологический характер (т.е. учения о церкви), т.к. в большинстве случаев содержится в трудах, в которых ведётся полемика против признания крещения, совершаемого еретиками и раскольниками. В связи с этим он использует применительно к благодати специфические определения: «благодать церковного крещения», «спасительная вода и небесная благодать», «благодать в церкви». В послании к Магну Киприан пишет: «Если Новациан соединён с сим Господним хлебом (церковью).., то можно полагать, что и он может иметь благодать единственного церковного крещения». В том же послании он задаётся вопросом: «Кто осмелится сказать, что спасительная вода крещения и небесная благодать (aquam baptismi salutarem et gratiam coelestem) могут быть общими у нас с раскольниками?» Итак, согласно православному учению, поскольку благодать есть проявление Божественной природы, это словосочетание не означает того, что она исходит только от Третьей Ипостаси. Святой Дух, посланный Сыном от Отца (Ин. 15:26) для завершения Божественного домостроительства на земле, в свою очередь, Сам ниспосылает людям дары благодати, присущие всей Святой Троице, делая их «причастниками Божественного естества» (2 Петр. 1:4). Отмеченная особенность домостроительства Третьей Ипостаси является причиной того, что такие слова и словосочетания, как «благодать», «Дух благодати», «дар Святого Духа», «Сила Божия», «Святой Дух», «Дух Христов», «благодать Святого Духа», в контексте учения о благодати часто употребляются как синонимы. Благодатное возрождение Сам Иисус Христос определяет как рождение «от воды и Духа» (Ин. 3:5), а христиан, возродившихся к духовной жизни, апостол Павел называет «храмом Божиим», потому что «Дух Божий живёт» в них (1 Кор. 3:16). Говоря о том, что в этом и в других аналогичных местах апостол говорит не об ипостасных свойствах Святого Духа, а о силе, присущей всей Святой Троице, богословы указывают на одно из его поучений, обращённое к римским христианам, в котором Дух Божий он называет «Духом Христовым» (Рим 8:9). Специалист по средневековой философии, богословию и церковной истории Владимир Николаевич Лосский (1903–1958 гг.), цитируя пятое «Слово о богословии» одного из великих каппадокийцев Григория Богослова (320/330–390 гг.), замечает по этому поводу: «Прихожу в трепет, когда представляю в уме богатство наименований... Дух Божий, Дух Христов, Ум Христов... Дух сыноположения... Он есть Дух... воссозидающий в крещении и воскресении... Дух, Который... дышет, идеже хощет... Дух просвещения жизни, лучше же сказать, самый свет и самая жизнь. Он делает меня храмом, творит богом, совершает, почему и крещение предваряет и по крещении взыскуется. Он производит все то, что производит Бог» (Лосский В. Мистическое богословие).

 



 
PR-CY.ru