БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ - Страница 6

Поэтому Бернард Клервоский вслед за Августином Блаженным полагает, что вера есть именно промежуточное состояние человеческого духа. «Мы желаем познать только то, – утверждает он, – что уже знаем благодаря вере. И для блаженства недостает только того, чтобы то, что уже известно нам благодаря вере, было бы ясно также и непосредственно». Отсюда термин «intellectus» исследователи у него понимают, скорее, как «духовное постижение», даже «умное созерцание», чем «знание» или «разумение». По-видимому, именно ему соответствует понятие «созерцательное размышление» (speculativa consideratio). Различные виды богопознания Бернард Клервоский сводит к трем способам «размышления» (consideratio) о Боге и Божественном: икономическое (dispensativa), оценивающее (aestimativa) и созерцательное (speculativa). Икономическое (или управляющее) размышление упорядоченно пользуется чувствами и чувственными предметами «для снискания Божия расположения» («ad promerendum Deum») и «для спасения себя и других». Оно тесно связано с деятельностью и очищением от грехов. Оценивающее размышление исследует и взвешивает «видимое» «для изучения невидимого Бога» («ad vestigandum Deum»). Это «естественное богопознание», доступное всегда и всем. Однако его область Бернард Клервоский ограничивает познанием самого факта существования Бога, а не Его сущности: «Ведь столь великое разнообразие форм и многочисленность видов тварных вещей суть не что иное, как некие лучи Божества, показывающие, что истинно есть Тот, от Которого они суть, но никак не определяющие, что Он есть». Это есть знание о Боге, а не знание Самого Бога. Наконец, созерцательное размышление собирает человека, обращает его к самому себе, и затем он с Божьей помощью оставляет все человеческое «для созерцания Бога». Для достижения этого следует оставить чувства и чувственные предметы и посредством созерцания унестись ввысь, к Самому Богу. Это даже не восхождение, а исступление (excessus) и восхищение (raptum), пример чего он находит у апостола Павла (2 Кор 12:1–4). Это уже видение Бога и духовных вещей, когда ощущается непосредственное присутствие Бога. Если первое размышление, по Бернарду Клервоскому, лишь «прикасается» к Искомому, а второе – «обоняет» Его, то третье «вкушает» Его. Учение о Боге включает в себя: а) Бытие, сущность и свойства Божьи и б) триадологию. В учении о Боге Бернард Клервоский опирается на Августина Блаженного, Боэция и особенно на Ансельма Кентерберийского. Его мистическое учение о любви к Богу основывается на философии неоплатонизма в его августиновском истолковании и центрируется вокруг слов апостола Иоанна «Бог есть любовь» (1 Ин. 4. 8 и 16). «Что есть Бог?» – задает он вопрос и отвечает в духе Ансельма: «То, лучше Чего нельзя ничего помыслить». Бог – это «уникальная и высшая Величина», Высшее Благо или Наилучшее. Бернард Клервоский заключает, что Бог абсолютно един (unus) и прост (merum simplex) или «столь же прост, сколь и един» (tam simplex Deus, quam unus), так что в Нем нет различия между сущностью (Божественностью, divinitas) и ее Носителем (Самим Богом, Deus), между содержимым и содержащим (каковое различие проводил Гильберт Порретанский). Вслед за Августином Блаженным он утверждает, что только Бог «по праву обладает подлинной и уникальной простотой Своей сущности», так что Он «есть то, что Он имеет, и то, что Он есть, Он есть однообразно» В Боге нет ничего, кроме Бога; то, что Он имеет, есть Он Сам; Он не имеет в Себе ничего, кроме Самого Себя. Хотя многое говорится о Боге (например, множество свойств: великий, благой, справедливый и т.д.), но все это в Боге едино. Бог не есть субъект этих свойств, поскольку «Он Сам Себе форма и сущность». Бог «един так, как ничто другое» и, если можно так сказать, Он «единственнейший». Кроме того, Бог чист (purus), целостен, совершенен, самодовлеющ (constans sibi); Он не имеет в Себе ничего от времени и пространства; не состоит из частей, как тела; не изменяется в чувствах (non affectibus distat), как душа; не подлежит формам, как все созданное. Бог «нетварен, неограничен, неразнообразен» (increabile, interminabile, invariabile).

 



 
PR-CY.ru