БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ - Страница 2

В силу своих высоких личных достоинств Бернард Клервоский пользовался огромным влиянием на современников как нелицеприятный обличитель пороков тогдашнего духовенства, преданный, но осторожный советник пап и третейский судья, перед решениями которого одинаково преклонялись светские владыки и князья церкви. Между 1130 и 1145 гг. он фактически руководил политикой современных ему пап (Иннокентий II (1130–1143 гг.) был обязан ему престолом, Евгений III (1145–1153 гг.) был его учеником), выступал организатором и советником на нескольких церковных соборах и совещаниях государей. Он был инициатором теологических споров вокруг противостояния пап (см. Папа Римский) и антипап (см. Антипапа), где являлся доверенным лицом последовательно сменивших друг друга пяти пап с целью обеспечения долгосрочных интересов папского престола, постоянно приглашался для разрешения политических конфликтов и большую часть жизни провел в разъездах, улаживая дела большой политики. Так, во время схизмы 1130 г., происшедшей после смерти папы Гонория II (1124–1130 гг.), благодаря поддержке Бернарда французская церковь приняла сторону папы Иннокентия II (1130–1143 гг.). Он страстно боролся и с ересями своего времени (генрициане, «братство ткачей» и др.), чья социальная ориентация могла быть оценена как анти-папская. В частности, в 1140 г. на Сансском соборе Бернард Клервоский выдвинул обвинение в ереси против французского философа-схоласта, теолога-рационалиста Пьера Абеляра (1079–1142 гг.). Абеляр отказался от защиты и обратился с апелляцией к папе, но из-за вмешательства Бернарда апелляция не была принята, и Абеляр был заочно осужден. Однако писатель и церковный деятель, клюнийский аббат Петр Достопочтенный (около 1092 – 1156 гг.) взял обвиняемого под свое покровительство и впоследствии примирил противников. В 1144–1145 гг. Бернард Клервоский выступил против учения общественно-церковного реформатора и политического деятеля Арнольда Брешианского (около 1100–1155 гг.), который боролся с притязаниями церковной иерархии (в том числе папы) на светскую власть. В 1146–1147 гг. Бернард агитировал за второй Крестовый поход и привел народы Франции и Германии в необычайное воодушевление, однако результаты похода не оправдали его ожиданий. В 1148 г. он добивался осуждения тринитарного учения философа и теолога Гильберта Поррретанского (около 1076–1154 гг.) на Соборе в Реймсе, а в 1148–1149 гг. успешно выступал против альбигойцев (представителей еретического религиозного движения) в Тулузе на юго-западе Франции. Однако в политической среде Бернард Клервоский выступал не с позиций беспристрастного третейского судьи, но неукоснительно проводил в жизнь свое политическое credo: идею всемирного единства человечества на теократической почве, что на практике выливалось в решение политических проблем в пользу папского престола (например, в конфликте между папой Иннокентием II и французским королем Людовиком VII Молодым (1137–1180 гг.) из-за епископской инвеституры). Это был пламенный оратор и выдающийся проповедник с колоссальным потенциалом (сохранилась легенда, как он силой своего красноречия внушил германскому императору Конраду III Гогенштауфену (1138–1152 гг.) – вопреки логике и его собственному желанию – возложить на себя крест). Умер Бернард от тяжелой болезни. В 1174 г. он был канонизирован папой Александром III (1159–1181 гг.), а в 1830 г. папа Пий VIII (1829–1830 гг.) провозгласил Бернарда Клервоского учителем Западной церкви. С позднего Средневековья за ним закрепился почетный титул «Doctor mellifluus» («Медоточивый учитель»). Бернард Клервоский написал более 300 писем и проповедей, сочетающих темы мистического слияния с Богом и прославления нищих духом и телом. Он воспевал смирение как главную добродетель человека, а в практике богопознания был однозначно ориентирован на мистику как непосредственное познание «абсолютного света» в акте Божественного откровения и целью человеческой жизни называл слияние с Богом.

 



 
PR-CY.ru