БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ - Страница 4

9. «De baptismo aliisque quaestionibus» («О крещении и других вопросах», или Письмо CLXXXII, около 1136–1140 гг.). Трактат написан как ответ философу августинского направления Гуго Сен-Викторскому (около 1096–1141 гг.) по поводу пяти вопросов, поставленных неизвестным богословом: а) Обязательно ли для всех крещение на основании Евангелия от Иоанна (3:5)? б) Обязательно ли крещение или мученичество для спасения? в) Имели ли ветхозаветные праведники столь же ясное представление о Воплощении, что и христиане? г) Есть ли грех по неведению? д) Было ли сокрыто таинство Воплощения от ангелов до дня Благовещения? (Бернард Клервоский дает отрицательные ответы на вопросы за исключением последнего). 10. «De conversione» («Слово, или Книга, об обращении») произнесено в 1140 г. во время его визита в Париж. Основные темы – обращение к Богу, осознание греховности, превосходство небесных благ над мирскими; в заключение он критикует злоупотребления современного духовенства, указывая на обязанности истинных священнослужителей (в частности, учительство и стойкость в гонениях). 11. «Contra quaedam capitula errorum Abaelardi» («Против некоторых глав из заблуждений Абеляра», или Письмо CXC; 1140 г.), обращено к папе Иннокентию II и содержит критику учения Абеляра о вере и знании, о Св. Троице, о грехе. К этому трактату присоединены также «Capitula haeresum Petri Abaelardi» (14 глав из ересей Петра Абеляра), содержащие основные пункты его заблуждений. 12. «De praecepto et dispensatione» («Об акривии и икономии»; до 1143 г.). Трактат написан по запросу монахов монастыря св. Петра в Шартре и посвящен необходимости строгого соблюдения монастырских правил. 13. «De vita et rebus gestis sancti Malachiae» («О жизни и деяниях св. Малахии»). Армаский архиепископ Малахия (Ирландия) был другом Бернарда Клервоского и умер в Клерво в 1148 г.; особенно ярко его личность изображена в 19-й главе. К трактату присоединен «Hymnus de S. Malachia» («Гимн св. Малахии»). 14. «De consideratione» («О размышлении»; в 5 книгах, 1149–1152/53 гг.). Трактат написан после неудавшегося второго Крестового похода и представляет собой своего рода «экзамен совести», предложенный Бернардом Клервоским папе Евгению III как главе Западной церкви. В трактате затрагиваются экклезиологические, историко-политические, нравственные и догматические вопросы (особенно в книге 5). «Слова», или «Проповеди» («Sermones», 1115–1153 гг.) исследователи по тематике делят на четыре группы: 1) «De tempore» («О времени») – 84 «Слова» на Господские и Богородичные праздники, воскресные дни, на Псалом 90 и др.; 2) «De sanctis» («О святых») –  43 «Слова» в память различных святых. К ним примыкают «Слово» на Рождество Богородицы «De aquaeductu» (букв. «О водопроводе») и похвалы брату Герарду; 3) «De diversis» («На различные темы») – 125 «Слов», из которых Бернарду Клервоскому принадлежат 116 (остальные – другим лицам, или их авторство спорно); 4) «In Cantica canticorum» («На Песнь Песней») –  86 «Слов», содержащих мистико-созерцательный комментарий, затрагивающий многие догматические вопросы. В частности, в «Слове» 5 рассматриваются четыре вида духов (Божий, ангельский, человеческий и животный); «Слово» 8 посвящено Св. Духу; в «Слове» 19 разбирается вопрос об ангелах и ангельской иерархии; «Слово» 27 – о происхождении души; в «Словах» 41 и 52 излагается учение о созерцании; Слова 64–66 направлены против манихейства; «Слово» 71 о единстве Отца и Сына; в «Слове 74» Бернард рассуждает о том, как Слово Божье посещает душу, которая есть Его невеста; а в «Слове» 80 опровергает тринитарное учение Гильберта Порретанского; «Слово» 83 представляет собой гимн Божественной любви, охватывающей душу. Наследие Бернарда Клервоского включает и 495 писем,  адресованных к разным лицам, в том числе 37 писем, адресованных ему или касающихся его; 5 писем являются повторами, а 9 писем – апокрифическими или спорными. К письмам присоединены пять хартий-прошений (chartae) за разные монастыри.

 



 
PR-CY.ru