Словарь по христианству Б БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ

БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ

БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ (1090/91–1153 гг.) – монах ордена цистерианцев, аббат, основатель аббатства Клерво (Франция), святой Римско-католической церкви (с 1174 г.), богослов, крупнейший представитель европейского средневекового мистицизма (см. Мистика). Родился в деревне Фонтен-ле-Дижон в Бургундии (Франция) в знатной семье. У его родителей было семь детей, Бернард был третьим сыном. Учился он в школе шатильонских каноников, где, возможно, изучал дисциплины тривиума (т.е. три гуманитарные науки: грамматику, диалектику и риторику). В юности писал светскую лирику. После смерти в 1107 г. горячо любимой матери испытал душевный кризис и решил удалиться от мира. В 1112/13 г. вместе с тридцатью товарищами принял монашество в цистерцианском монастыре Сито. Бернар вел ревностную подвижническую жизнь и уже в 1115 г. основал аббатство Клерво, местом для которого стала уединенная долина недалеко от реки Об, названная им «Clara vallis» («Ясная долина»), или «Clairvaux», и был посвящен в его аббаты знаменитым мистиком – Вильгельмом из Шампо, основателем оплота французской мистики – монастыря Сен-Виктора. В звании аббата Клерво Бернар прожил всю жизнь, отказавшись от восхождения по иерархии клира. Первые годы аббатства он посвятил устроению монашеской жизни, а в 1119 г. вступил в полемику с аббатством Клюни, где в то время наблюдалось резкое падение монастырской дисциплины. Бернар написал по этому поводу несколько писем своему кузену Роберту и знаменитую «Апологию к Гвиллельму» (1127 г.). Большинство монашеских орденов в то время не пользовалось у верующих никаким почтением из-за распущенного (если не сказать распутного) образа жизни. Духовенство с головой ушло в разрешение своих земных проблем, и пламя высокой духовности, озарявшее ярким светом начальную эпоху христианства, казалось, потухло навсегда. Мистическое озарение сменилось грубыми суевериями, а религиозный культ в большинстве своем ограничивался механическим выполнением религиозных церемоний и обрядов. Деградация церкви все больше и больше волновала западный христианский мир, а реакция против ее материализации выразилась, прежде всего, в мощном, нарастающем с каждым десятилетием движении за духовную реформацию, за возрождение простоты апостольских времен. Цистерианский монашеский орден, который в конце XI в. был самым влиятельным монашеским орденом в Европе, в целом, отличался жестоким аскетизмом, однако об аскезе Бернарда Клервоского слагали легенды еще при жизни. В частности, он заливал себе уши воском, чтобы среди людей оставаться глухим к их суетности. Будучи погруженным в раздумья о Боге во время многодневного пути по берегу Женевского озера, с удивлением потом спрашивал у спутников, о каком озере они говорят, и т.п. Но при всей отрешенности от мирских сует, он, тем не менее, считается вождем своего времени в полном смысле этого слова: история первой половины XII в. вершилась под его влиянием и несет на себе яркий отпечаток его личности. Бернард Клервоский признан основателем мистического богословия Западной церкви. Он образно описал опыт своего сверхчувственного общения с Богом: «Часто Он входил в меня, и я иногда не чувствовал того, как Он входил, откуда Он приходил в мою душу и куда Он исходил, оставляя ее, – я не знаю. Но откуда знаю я, что Он есть? Он живет и действует, Он движет, смягчает, уязвляет мое сердце, потому что оно было жёстко и надменно. Он не открывает Себя мне Своим движением, только из движения сердца я познаю Его присутствие, и из богатства пороков и похотей узнаю я могущество Его силы». Начальный период творчества Бернарда Клервоского связан с вопросами мариологии (учения о матери Иисуса Христа, Деве Марии), где он выступает сторонником умеренного почитания Богоматери. В 1128 г. Бернард был приглашен к составлению Устава для ордена тамплиеров (принят на Соборе в Труа в 1168  г.), с радостью обещая им свое покровительство.

 



 
PR-CY.ru