БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ - Страница 3

Будучи последовательным в своих взглядах, Бернард Клервоский резко выступал против «отравы» рационализма схоластики и (вместе с монахами монастыря Сен-Виктор) является основоположником французской мистической школы – специфического направления в развитии мистицизма, оформившегося затем в мощное идейное течение, охватившее всю Европу и наложившее свой отпечаток на всю западно-христианскую теологию. Специфические особенности христианской мистики, достаточно резко отличающие ее от других вариантов мистицизма и заключающиеся в напряжённо выраженной интимной ориентации и тяготением к эротической терминологии, будучи объективно детерминированы своего рода эротическим подпольем культуры средневековой Европы (т.е. эротической проблематикой, вытесненной за пределы культурной легальности, ищущей легитимного жанра и находящей его, среди прочего, в ортодоксальной мистике, как это, на первый взгляд, ни парадоксально), получили путевку в жизнь именно в произведениях Бернарда Клервоского. Исследователи делят его сочинения на трактаты, толкования, Слова и письма. Часть трактатов посвящено догматико-полемическим, нравственно-аскетическим, мистико-созерцательным, церковно-каноническим и другим вопросам. 1. «Dе gradibus humilitatis et superbiae» («О ступенях смирения и гордыни»; около 1121 г.), в двух частях. Трактат представляет собой резюме его бесед с монахами и своего рода комментарий к правилам основателя  ордена бенедиктинцев Бенедикта Нурсийского (около 480–547 гг.). В первой части речь идет о смирении как основе евангельского совершенства и дается его определение, во второй рассматриваются 12 ступеней смирения, противоположных 12 ступеням гордыни. 2. «De diligendo Deo» («О любви к Богу»; 1125–1126 гг.), где говорится о необходимости для всякого человека любви к Богу, о ее причинах, размерах и степенях (любовь к себе, любовь наемника, сыновняя любовь, блаженная любовь и др.). 3. «Apologia ad Guillelmum» («Апология к Гвиллельму», аббату Сен-Тьерийскому; 1127 г.), который отражает полемику между цистерианцами, имевшими строгие монашеские правила, и клюнийскими бенедиктинцами во главе с аббатом Петром Достопочтенным. 4. «De moribus et officio episcoporum» («О нравах и обязанностях епископов», или Письмо XLII; к Сеноненскому архиепископу Генриху, 1127 г.). В этом трактате Бернард Клервоский указывает, какими качествами должен обладать епископ, в частности, говорит о целомудрии, милосердии и смирении, которое «включает в себя все остальные добродетели, сохраняет их и приводит к совершенству». 5. «De gratia et libero arbitrio» («О благодати и свободном выборе»; к Гвиллельму Сен-Тьерийскому, 1127 г.). Поводом для написания данного трактата послужил вопрос одного из его слушателей: «Если все делает Бог, то что же ты делаешь или на какое вознаграждение рассчитываешь?». Отвечая на вопрос, Бернард Клервоский пытается согласовать Божественную благодать и человеческую свободу, рассуждает о Божественном предопределении. 6. «De laude novae militiae ad milites Templi» («О похвале новому воинству, к воинам Храма»; 1132 г.). Трактат адресован Гуго Пейнскому, основателю и первому магистру ордена тамплиеров. Здесь Бернард Клервоский говорит об отличии «старого» (светского) рыцарства от «нового» (христианского), оправдывает применение военных действий (Крестовых походов) против неверных. 7. «Super antiphonarium cisterciensis ordinis» («Об антифонарии цистерцианского ордена»; 1132 г.). Трактат написан по просьбе генерального капитула цистерцианского ордена, поручившего Бернарду реформировать сборник антифонных песнопений. 8. «Officium de sancto Victore Confessore» («Служба св. Виктору Исповеднику»). Сборник включает молитвы, гимны, антифоны, чтения и две проповеди на рождество св. Виктора.

 



 
PR-CY.ru