БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ - Страница 10

Подобно Августину Блаженному, он говорит, что «человеческая праведность – это не что иное, как милость Божия» (indulgentia Dei). Однако на вопрос: «Если Бог делает все, то что же делает свободный выбор?», Бернард Клервоский отвечает: «Он спасается. Отними свободный выбор, и не останется того, что спасается; но устрани благодать, и не останется того, благодаря чему он спасается... Поэтому говорится, что свободный выбор соработает благодати, производящей спасение». Иначе говоря, речь идет о синергии между благодатью и человеческой свободой, что сближает его сотериологию (учение о спасении) с православной. Впрочем, он настаивает на том, что «человек оправдывается одной верой» (solam justificatus per fidem). Кроме того, Бернард Клервоский заимствует у Августина Блаженного учение о Божественном предопределении ко спасению. Соотносит понятие «вечное предопределение» (aeterna praedestinatio) с новозаветным понятием «небесного рождения» (generatio coelestis), поскольку «еще прежде создания мира Бог возлюбил и облагодатствовал Своих избранных в Своем возлюбленном Сыне». Можно сказать, что эти «избранные» люди, «предопределенные к жизни» (praedestinati ad vitam), «как бы никогда и не грешили» (quasi nunquam peccasse), не потому, что они совершенно не согрешили, но потому, что «грех им не вменяется. Ведь он или наказывается (punitur) достойным покаянием, или покрывается любовью», поскольку «любовь Отца покрывает множество грехов», «покрывает зло и воздает добром». Из- за учения об оправдании верой и о предопределении некоторые западные ученые считали его «предтечей протестантизма». Бернард Клервоский признан родоначальником западной средневековой мистики. Путь духовного совершенства и соединения с Богом, по его мнению, имеет семь ступеней: «Во-первых, сердечное сокрушение (compunctio), во-вторых, благоговение (devotio), в-третьих, труд покаяния (poenitentiae labor), в-четвертых, дела милосердия (pietatis opus), в-пятых, усердная молитва (orationis studium), в-шестых, покой созерцания (contemplationis otium), в-седьмых, полнота любви (plenitudo dilectionis)». Основой всякого мистического, непосредственного богообщения Бернард Клервоский полагает смирение (humilitas) – «добродетель, посредством которой человек истинно осознает себя незначительным и ничтожным». Смирение – «путь, ведущий к Истине», так что «плод смирения» – «познание Истины». Истина, скрытая от гордых, открывается смиренным. Сам Господь показал нам пример смирения и кротости, которому мы должны подражать, чтобы прийти к Свету Жизни, или к самой Истине, просвещающей всякого человека. Согласно Бернарду Клервоскому, существуют 12 ступеней, по которым, как по лестнице (scala), человек достигает совершенного смирения. Смирение, в свою очередь, должно преобразоваться в любовь (caritas, dilectio, amor) к Богу. Вся аскеза и покаяние – лишь средства усовершенствования христианина в его любви к Богу. Согласно Бернарду Клервоскому, в ней могут быть выделены различные ступени: 1) любовь к себе ради самого себя; 2) любовь к Богу ради себя; 3) любовь к Богу ради Бога; 4) любовь к самому себе единственно ради Бога. Последнее случается «тогда, когда человек в полном упоении божественном забудет о самом себе и, как бы отпавши от самого себя, весь погрузится в Бога и, слившись с Ним, будет единым с Ним духом». Бог влагает в человеческую душу любовь к Себе, и тогда, как к высшему благу, стремится она к единению с Ним, начиная свое «божественное восхождение». В различных своих работах Бернард Клервоский выделяет различное число ступеней этого восхождения (от 3 до 12), однако сама идея стадиальности является обязательной: «не вдруг хочу я стать высшим, поступенно возвыситься хочу». Классическим является выделение таких ступеней, как «лобзание стопы, длани и уст Господа», т.е. – соответственно – покаяние в грехах, утверждение во благе и единение с Богом.

 



 
PR-CY.ru