БИБЛЕИСТИКА - Страница 10

Документальная гипотеза, получившая свое название после работ Велльгаузена, и метод анализа источников в исследовании Пятикнижия активно применялись в конце XIX в. и на протяжении XX в. Развитие шло, прежде всего, по пути дальнейшего дробления источников. Так, О. Прокш (1906 г.) разделил «Элохиста» на два источника. Впервые предложенное К. Будде (1883 г.) разделение «Яхвиста» на два источника было поддержано Р. Смендом (1912 г.). Некоторые исследователи пытались реконструировать образ автора одного источника и давали этому различные названия, например, «источник мирян», «источник кочевников». В священническом кодексе помимо «Закона святости», выделенного А. Кюненом (1869 г.), выявлены и другие слои (Г. фон Рад. 1934 г.). Тем же путем развивалось исследование Нового Завета, где источниковедческий вопрос сосредоточился в сфере изучения синоптических (т.е. схожих) Евангелий. Синоптическая проблема была впервые поставлена Грисбахом на текстологической основе, но для ее решения потребовалось привлечение и многих других средств. Ее развитие и обобщение в трудах А. фон Гарнака и Б.Х. Стритера, сделанные уже в XX в., отражают современное понимание этой проблемы, хотя нельзя сказать, что найдены убедительные объяснения всем известным фактам. В XVIII в. в ходе изучения библейских источников стало ясно, что понимание формирования Библии может быть достигнуто лишь как следствие представления об исторических условиях, в которых складывались ее отдельные разделы, книги и документы. Обнаруженные позднее археологами папирусы, глиняные таблички, эпиграфические материалы во многом помогли изучению еврейской письменности и самой Библии. Возможно, впервые источниковедческие вопросы были осознаны в сочинении Х. Придо (1716–1718 гг.), в котором история Израиля начинается с 747 г. до н.э., поскольку источники, повествующие о более раннем периоде, по мнению автора, не столь надежны, чтобы на их основе можно было писать историю. С. Шакфорд начал свою «Священную и светскую историю мира» с перехода израильтян через Красное море. Концепции Лессинга и Гердера сформировали в Европе новое историческое сознание и оказали значительное влияние на понимание истории Древнего Израиля и его места во всемирном процессе. Новое понимание можно назвать апологией библейской истории, если сравнивать с тем пренебрежением, которое она встречала в век Просвещения. Исторические повествования Библии были заново открыты как уникальные документы «детства человечества», проходившего первые этапы своего «воспитания» (Лессинг). Для верного их прочтения, для постижения духовного мира древних писателей, по мнению Гердера, необходимо было отказаться от предрассудков современности. Новые историософские концепции вызвали критические исследования законодательного корпуса, осуществленные Де Ветте, Графом, Велльгаузеном и др., которые изменили представления о развитии социально-политических и культовых установлений древних евреев. Книга Эвальда «История народа Израиля» (1843 г.) – одна из первых работ, использовавших результаты историко-критического метода. Эвальд рассматривал как исторические документы источники Пятикнижия, поэтические и пророческие тексты. В истории израильского народа он выделил главную тенденцию, которая превращает описание отдельных фактов в единое осмысленное целое, – это борьба за истинную и совершенную религию. Синайское Откровение стало наградой в этой борьбе. Попытки критического исследования еврейской истории ветхозаветного периода встретили сильное сопротивление консервативно настроенных богословов, особенно за пределами Германии. Труд Г.Х. Милмана (1829–1830 гг.), построенный по традиционной схеме, но с элементами критического подхода, был оценен в Англии негативно.

 



 
PR-CY.ru