БИБЛЕИСТИКА - Страница 39

В результате он пришел к выводу, что Евангелие Павла было вполне оригинальным и коренилось в том Откровении, которое он получил. Глубоковскому принадлежат многие работы по богословию Апокалипсиса и Посланий к Галатам и Евреям. Православный взгляд на библейское богословие выражен в статье профессора Московской духовной академии В.Н. Мышцына и других его работах на эту тему. Крупным вкладом в библейскую науку явился богословский анализ Евангелий в работах М. Муретова. Основной причиной, определившей характер и проблемы развития библеистики после 1917 г., стал ее разрыв как с зарождавшейся в дореволюционной России отечественной школой, так и с западной наукой, являвшейся основным источником формирования этой школы. В послевоенные годы, когда началось возрождение духовных учебных заведений Московского патриархата, стали появляться отдельные работы церковных ученых, посвященные различным аспектам библеистики. Такое положение характерно и для современного состояния российской библеистики, не сложившейся в полноценную научную школу. В 1969 г. при Ленинградской духовной академии была организована Библейская группа, которая должна была продолжить дело созданной в 1915 г. комиссии по научному изданию славянской Библии при Петроградской духовной академии, во главе которой стоял профессор И.Е. Евсеев. Цель, поставленная перед группой, – подготовка критического издания славянской Библии – так и не была достигнута; работа ограничилась лишь сбором и анализом архивных материалов. Статьи по библеистике публиковались в Журнале Московской патриархии, например, К. Логачева по истории русского перевода Библии, профессора Ленинградской духовной академии А. Иванова по текстологии Нового Завета, экзегетические очерки профессора Московской духовной академии М.С. Иванова, ряд статей протоиерея Александра Меня. C 1952 по 1980 гг. ректор Ленинградской духовной академии протоиерей Михаил Сперанский преподавал библейские дисциплины. Главным образом, он обращал внимание на основное содержание новозаветного благовестия, раскрывая его сотериологическую сущность. В работе «Св. апостол и евангелист Матфей» Сперанский, проанализировав все основные источники об авторе первого Евангелия, защищает тезис о еврейском оригинале Евангелия от Матфея. Он также является автором небольшого труда, посвященного экзегетическим принципам апостола Павла («VI глава Послания апостола Павла к Римлянам: Экзегетический анализ содержания»). За труд «Введение в изучение Четвероевангелия» (1963 г.) протоиерей Михаил Сперанский был удостоен степени магистра, за «Курс лекций по изучению Священного Писания Нового Завета» (1971 г.) – степени доктора богословия. В 70–90-х гг. протоиерей Александр Мень, издавая свои религиоведческие научно-популярные труды, стремился ввести в научный оборот основные результаты западной библеистики. В 7-томной «Истории религии: В поисках Пути, Истины и Жизни» он активно использовал историко-критический метод изучения Священного Писания. Особенно ярко это выражено во втором томе: «Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей» (1971 г.), в пятом томе: «Вестники Царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII-IV вв. до н. э.)». В приложении к книге «Сын человеческий» (1969 г.) А. Мень приводит краткий обзор критической литературы по новозаветной христологии, синоптической проблеме и т.д. Он – автор ряда комментариев для так называемой Брюссельской Библии (1973 г.), ему принадлежит фактически единственная обзорная работа, посвященная становлению, основным направлениям и этапам развития русской библеистики до 1917 г. («О русской православной библеистике», 1987 г.).

 



 
PR-CY.ru