БИБЛЕИСТИКА - Страница 38

Отечественные библеисты разрабатывали отдельные темы богословия Ветхого Завета в русле православного Предания: ветхозаветная идея Завета Божия рассматривалась профессором Киевской духовной академии М.Э. Посновым («Идея Завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете». 1902 г.). Эсхатология Ветхого Завета исследовалась И.А. Олесницким («Учение Ветхого Завета о бессмертии души». 1883 г.) и протоиереем А.М. Темномеровым («Учение Священного Писания о смерти, загробной жизни и воскресении мертвых». 1899 г.). Учение Ветхого Завета о грехе рассматривалось преподавателем Московской духовной академии протоиереем В.Н. Велтистовым («Грех, его происхождение, сущность и следствие: Критико-догматические исследования». 1885 г.) и профессором Московской духовной академии Д.И. Введенским («Учение Ветхого Завета о грехе». 1900 г.). Основываясь на святоотеческом понимании библейских терминов «вестник Божий», «посланник», «сыны Божии», «серафимы», «херувимы» и т.д., профессор Киевской духовной академии протоиерей А.А. Глаголев сделал попытку систематизировать их в соответствии с догматическим учением православной церкви («Ветхозаветное библейское учение об ангелах». 1900 г.). Несколько тем библейского богословия были рассмотрены С.Н. Трубецким в его докторской диссертации «Учение о Логосе в его истории» (1900 г.). Признавая большую роль восточной магии и мистики в формировании эсхатологии Ветхого Завета, Трубецкой подчеркивал, что стержневой ее идеей было учение о Мессии. Мнение Трубецкого о ветхозаветном учении о Боге, Его Единстве и Троичности, частично перекликается с исследованием профессора Московской духовной академии А.А. Покровского о прамонотеизме («Библейское учение о первобытной религии». 1901 г.). П.А. Юнгеров провел анализ ветхозаветного вероучения по Псалтири (1894 и 1897 гг.), вобравшей в себя богодухновенные идеи всех периодов ветхозаветной истории. Ему принадлежит также работа о ветхозаветном учении о бессмертии души (1883 г.). Среди отечественных работ выделялась позиция профессора Московской духовной академии М.М. Тареева, который в своей системе христианского вероучения затронул ряд тем библейского богословия. Особенность точки зрения Тареева заключается в том, что он подвергал сомнению богодухновенный характер ветхозаветной письменности и видел в ней выражение религиозного духа, качественно не отличавшегося от прочих верований Древнего мира. Кроме того, в ветхозаветных пророках он видел носителей религиозного сознания, отличного и даже противоположного учению Пятикнижия. Первая попытка систематизации богословия Ветхого Завета была сделана епископом Хрисанфом (Ретивцевым) в третьем томе «Религии древнего мира в их отношении к христианству: Исторические исследования» (1873–1878 гг.). В 1876 г. профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей А.С. Лебедев подал прошение об утверждении за ним нового курса, в котором догматика излагалась бы по Священному Писанию. При жизни им была издана лишь первая часть обширного исследования по библейскому богословию – «Ветхозаветное учение во времена патриархов» (1886 г.). Как православный богослов, Лебедев для экзегезы всех мест Пятикнижия, содержащих догматические положения, привлекал труды современных ему библеистов и святоотеческую литературу по этому вопросу. Богословием апостола Павла занимался профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н.Н. Глубоковский. Ему принадлежит фундаментальное исследование «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу: Библио-богословское исследование» (1905 и 1910–1912 гг. 3 тт.). Глубоковский поставил перед собой задачу найти источники учения апостола Павла, сопоставляя его с александрийской философией, раввинистическим иудаизмом и античными доктринами.

 



 
PR-CY.ru