АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 20

Часть года, не входящая в пасхальный круг, делится на пять периодов. Литургические дни внутри каждого периода отсчитываются по неделям от пяти подвижных праздников – Преображения Господня, Успения Богородицы, Воздвижения Креста, воскресенья, ближайшего к 18 ноября, и Богоявления. Успение (Астуац'ац'ин) – Богородица, или (Верап‘охум – букв. преображение) приходится на воскресенье, ближайшее к 15 августа, и имеет попразднство в девять дней. К этому празднику (а не к Преображению, как в византийской традиции) приурочено освящение нового урожая винограда, откуда одно из его названий – Халолорhнек (Благословение гроздьев). Воздвижение (Хачверац) празднуется в воскресенье, ближайшее к 14 сентября, и имеет попразднство в семь дней. С воскресенья, ближайшего к 18 ноября, начинается Йиснакац (Пост Пятидесятницы) – 50-дневный период перед Богоявлением. Неподвижный годовой круг с 1924 г. ведётся по григорианскому календарю (кроме Иерусалимского патриархата и епархий Грузии, Нового Нахичевана, юга России (Северный Кавказ и Астрахань), Греции и др., по-прежнему придерживающихся юлианского календаря). К неподвижным праздникам относятся: Богоявление (Астуац'айайтнут‘иун), 6 января, имеет попразднство в девять дней), Обрезание Господне, или Наречение имени (на восьмой день после Богоявления – 13 января), Сретение Господне, или Принесение во храм (сороковой день после Богоявления – 14 февраля), и Богородичные праздники: Благовещение (за девять месяцев до Богоявления – 7 апреля), Рождество Богородицы (8 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) и Зачатие св. Анной Пресвятой Богородицы (9 декабря). Праздник Богоявления включает в себя воспоминания Рождества Христова, Крещения и вообще всех событий земной жизни Спасителя до Его выхода на проповедь, дата его празднования, 6 января, соответствует церковной традиции III–IV вв. Праздники Благовещения и Сретения известны в Армении с V в., Зачатия и Рождества Богородицы – с XIII в., Введения – только с XVIII в. С 440 г. (приблизительно) праздник Рождества Христова стал отмечаться отдельно от праздника Богоявления (25 декабря). Около 482 г., при католикосе Ованнесе Мандакуни, празднование Рождества Христова, как и в Иерусалиме в древности, было вновь соединено с Богоявлением. В конце VI в. в подвластных Византии областях Армении был введён порядок отдельного совершения этих праздников, при императоре Ираклии I этот обычай стал обязательным для всей Армении. Однако на Соборе в Маназкерте (724–725 гг.) под председательством католикоса Ованнеса Одзнеци ААЦ вернулась к старой дате празднования – 6 января. Кроме указанных выше в ААЦ есть ещё два Богородичных праздника, присутствовавших в ранних армянских месяцесловах как факультативные, но ставшие обязательными при католикосе Симеоне Ереванци (1763–1780 гг.), назначившем также новые даты их празднования. Это – Обретение фимиамника и ризы Пресвятой Богородицы в шестое воскресенье после Пятидесятницы и Обретение честного пояса Пресвятой Богородицы в третье воскресенье после Успения (в византийской традиции соответственно Положение ризы Пресвятой Богородицы, 2 июля, и Положение честного пояса Пресвятой Богородицы, 31 августа).

 



 
PR-CY.ru