АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 12

По данным Тафта, состав современных ночного, утреннего и вечернего часов, в основном, соответствует описанным выше древним чинам. В приходах Киликийского католикосата в настоящее время существует краткий чин утреннего часа: двойной гимн (Великое славословие), возглас священника, Трисвятое, песнопение «Прославленная и Благословенная...», Евангелие и пространный гимн «В начале Слово создало...» В конце утрени появилось второе евангельское чтение. Как и в других христианских церквах, сохранивших апостольское преемство, в ААЦ совершаются следующие таинства: крещения, миропомазания, евхаристии, брака, Покаяния, священства. Елеосвящение в ААЦ не практикуется. Современные тексты всех чинопоследований таинств, кроме таинства священства, содержатся в Маштоце. Таинства крещения и миропомазания образуют, как и во всех восточных обрядах, единое чинопоследование; крещение в древних армянских литургических комментариях понимается как таинство нового духовного рождения от воды и Духа, миропомазание – как запечатывание новокрещёного духовной печатью (это отражено даже в армянском названии миропомазания: печать). Таинства могут совершаться над детьми или взрослыми любого возраста. Армянское чинопоследование крещения и миропомазания первоначально было заимствовано из восточно-сирийского обряда; со временем оно приобрело в общем такой же порядок, как в византийском и других восточных обрядах. На восьмой и сороковой дни после рождения младенца совершаются особые чины, имеющие тот же смысл, что и в православной традиции (молитвы первого дня нет). В рукописях говорится о трёхнедельном сроке оглашения перед крещением, во время которого крещаемый (если это младенец, то оглашение состоит только из литургических элементов) научается от вардапета основам веры; оглашение включало в себя и литургические элементы: возложение рук на кандидата ко крещению, молитву. Чин крещения начинается со вступительных обрядов у дверей храма; затем совершается чин отречения от сатаны и исповедания веры (если крещаемый – младенец, то за него на вопросы священника отвечает восприемник; в ААЦ восприемником может быть только мужчина). Вслед за этим возглашается псалом 117, и священнослужители вместе с крещаемым входят в церковь для совершения таинств крещения и миропомазания. Их порядок: 1) освящение елея; вливание воды в купель и освящение её (чтения: Пс. 28, Иезек. 36:25–28, Гал. 3:24–29, аллилуиарий со стихами Пс. 23, Ин. 3:1–8; ряд прошений диакона, аналогичных ектении на освящение воды в византийском обряде; молитва священника, сопровождаемая дуновением священника на воду и осенением её знаком креста (прошения и молитва могут опускаться); вливание св. мира в купель с пением «Аллилуия»); 2) крещение (помазания елеем нет, хотя указание на него присутствует в молитве освящения елея; крещение совершается через троекратное погружение крещаемого в купель со словами: «Сей раб Божий (имярек), пришедший от младенчества ко крещению, крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и, искупясь Кровью Христовой от рабства грехов, приемлет усыновление Отца Небесного, чтобы быть сонаследником Христу и храмом Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

 



 
PR-CY.ru