АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 11

По предположению Конибира, совпадение времени совершения литургии и трапезы может свидетельствовать о сохранившейся до этого времени в некоторых армянских монастырях традиции совершения агапы. Чин включает в себя: кцурд (песнопение) «Очи всех на Тебя уповают...» (Пс. 144:15–16), стихи Пс. 32:18–22, начинающиеся с обращения: «Господи Иисусе, мы полны Твоих благословений», а также прошения и молитвы. В числе последних – «Отче наш» и молитвы, близкие к содержащимся в византийском чине о панагии: «Благослови, Христе Боже наш, духовным благословением...» Час мира, совершаемый после заката, посвящён Святому Духу, а также воспоминанию Христова сошествия во ад. Час мира и час покоя, составлявшие первоначально одно целое, соответствуют византийскому повечерию. В последование часа мира входят: стихи псалмов 33 (1–7) и 119 (1–3; в некоторых рукописях опущены); «канон» Псалтири и стихи 87-го псалма (1–2); шесть псалмов (4, 6, 12, 16, 42, 69; все они, кроме 16-го и 42-го, входят и в византийское великое повечерие) и стихи 85-го псалма (16–17), молитва, в состав которой входят стихи из Книги пророка Исаии «С нами Бог...» (также поются на византийском великом повечерии), псалом 26, несколько прошений и молитв. Час покоя обращён к Богу Отцу. Должен совершаться перед отходом ко сну. Служба начинается со стихов 42-го псалма (3–5), после прошений следуют стихи 118-го псалма (41–56, 113–120, 169–176); псалмы 90, 122 (входят и в состав византийского великого повечерия) и 53; песнь вавилонских отроков (Дан. 3:29–34); песнь Симеона Богоприимца; стихи псалмов (Пс. 141:7; 85:16–17; 137:7–8); песнь Богородицы; молитва «Призри, Господи...» (та же, что на ночном часе); несколько молитв и ряд диаконских прошений. Более поздним добавлением к службе являются гимны Григора Нарекаци «Приими благосклонно, Господи Боже Всемогущий...» или «Сын Бога Живого, благословляемый всеми...», а также несколько молитв, одна из которых («Господи, Боже наш, даруй мир Твой всему миру...») иногда помещается в конце вечернего часа. Тафт говорит о семи армянских службах в современной практике (вероятно, имея в виду практику армянского Константинопольского патриархата), при этом ночной и утренний часы считаются отдельно, между часом восхода и вечерним часом совершается только полуденный час, а третий, шестой и девятый часы отсутствуют (ср. замену малых часов одним дневным часом в католической Novus Ordo и опущение часов между утреней и литургией в современном греческом богослужении). В настоящее время на приходах утром служат ночной и утренний часы, а вечером – вечерний час (последний, согласно Тафту, как правило, только под воскресенье). По указанию епископа Езника Петросяна, во время Великого поста в будние дни утром к двум указанным службам добавляется час восхода, в полдень вместе совершаются третий, шестой и девятый часы, а вечером – одна из трёх служб: час мира (в понедельник, вторник и четверг), час покоя (в среду и пятницу) или вечерний час (в субботу и воскресенье); Тафт сообщает, что час мира и час покоя совершаются ежедневно вместе. В соборе св. Иакова армянского Иерусалимского патриархата из суточных служб ежедневно (около 3 часов пополудни) совершается только вечерний час.

 



 
PR-CY.ru