АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 13

В униатском армянском чине первая часть древней формулы искажена в духе католического учения о совершении таинств (не «крещается», а «я крещаю»), в это время священник возливает воду на голову крещаемого (т.е. фактически совершает крещение по римскому обряду); погружение происходит только во время второй части формулы (начинающейся со слов «искупясь Кровью Христовой»); 3) омовение новокрещёного водой (с пением стиха Гал. 3:27 и антифона со стихами Пс. 33; эти тексты могут опускаться) и вручение его восприемнику; 4) чтение Евангелия (Мф. 3:13–16); 5) миропомазание (помазываются св. миром: чело, глаза, уши, ноздри, уста, руки, грудь («сердце»), спина, ноги крещаемого с особой формулой на каждую часть тела, общим для всех формул является именование помазания «печатью»); 6) облачение новокрещёного в крещальные одежды; 7) обряд поклонения, совершаемый у св. престола; 8) причащение Святых Таин (обязательно совершается сразу после крещения; при крещении младенца его «причащают губами»); 9) окончание чина. Как и в других восточных обрядах, существует также чин восьмого дня после крещения, в армянской традиции состоящий из снятия с новокрещёного крещальных одежд и молитвы священника. В рукописях встречается также отдельная молитва пострижения волос новокрещёного. Древнее армянское чинопоследование брака достаточно сильно отличалось от современного. Задолго до свадьбы совершался краткий чин обмена жениха и невесты крестами (аналог помолвки); само чинопоследование таинства состояло из чтений (Пс. 20; Быт. 1:26–28 и 2:18, 21–23; Ис. 61:9–62.5; Еф. 5:22–33; Мф. 19:1–9; Ин. 2:1–11), прошений диакона, возложения венцов на вступающих в брак и несколько молитв священника; на седьмой день совершался чин разрешения венцов. Позднейшее чинопоследование таинства состоит из трёх частей (русский перевод чина, сделанный А.М. Худобышевым, XIX в.): благословения брачных одежд, обручения и венчания. Первая должна совершаться дома, вторая – у врат храма, третья – в самом храме. В современной практике первая часть обычно опускается, вторая и третья – несколько сокращаются. Из второй части сохраняется только её центральный момент – благословение священником колец и обмен кольцами между вступающими в брак; сразу после этого совершаются сопровождаемые молитвами и песнопениями обряды третьей части: соединение правых рук жениха и невесты; вход в храм; чтения (из пятой главы Еф., тринадцатой главы 1 Кор., девятнадцатой главы Мф.), замыкаемые Никейским Символом веры; возложение брачных венцов; снятие венцов; преподание вступившим в брак общей чаши с вином. Всё чинопоследование открывается и заканчивается молитвой «Отче наш». В конце чинопоследования совершается благословение вступающих в брак крестом (диакон: «Святым Крестом молим...»; священник, благословляя: «Сохрани рабов Твоих...»). У армян-униатов чинопоследование брака соединено с литургией; после Евангелия совершается благословение и одевание венцов на жениха и невесту; преподание общей чаши бывает в доме. В ААЦ заключение брака возможно между лицами до пятой степени родства.

 



 
PR-CY.ru