АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 18

На Вход Господень в Иерусалим современное апостольское чтение (Флп. 4:4–7) отличается от древнего иерусалимского (Еф. 1:3–10), а евангельское сохранено (Мф. 20:29–21:17). На Пасху положено два чтения – из Деяний святых апостолов (1:15–26; в древности было 1:1–14, как и в византийском обряде) и из Евангелия от Марка (16:2–8, как в римском обряде). По воскресеньям после Пасхи читаются Деяния (в качестве первого чтения вместо ветхозаветных книг) и Евангелие от Иоанна (первая, вторая, пятая, седьмая, девятая, двенадцатая и четырнадцатая главы). Из Посланий читаются (последовательно): апостола Иакова (в Новое воскресенье на Антипасху), первое Послание апостола Петра (третье и четвёртое воскресенья), первое Послание апостола Иоанна (до седьмого воскресенья). Чтения праздника Пятидесятницы (Деян. 2:1–21; Ин. 14:25–31) совпадают с древней иерусалимской (из нескольких евангельских чтений, звучавших в разных местах Иерусалима, оставлено только одно) и римскими практиками. Начиная с третьего воскресенья после Пятидесятницы читаются Книга пророка Исаии, Послание апостола Павла к Римлянам и Евангелие от Матфея. Далее читаются первое Послание к Коринфянам – до Успения Пресвятой Богородицы, после Успения – второе Послание к Коринфянам и Евангелие от Марка. В оставшуюся часть года (от воскресенья перед Воздвижением до Богоявления) в качестве первого чтения продолжает звучать Книга пророка Исаии; из Посланий апостола Павла читаются второе к Коринфянам (вплоть до четвёртого воскресенья Святого Креста, кроме праздника Варакского Креста), к Галатам (пятое и шестое воскресенья), к Ефесянам (восьмое и девятое воскресенья), из Евангелий – от Марка и от Луки. В воскресенья Иснакац (период перед Богоявлением) читаются Послания апостола Павла к Филиппийцам, первое и второе к Фессалоникийцам (второе и третье воскресенья), к Евреям (четвёртое – шестое воскресенья) и продолжается чтение Евангелия от Луки. Формирование годовых богослужебных кругов в начальный период истории ААЦ происходило во взаимодействии с древним армянским календарём. В сочинениях Агафангела (V в.), епископа Григора Аршаруни (начало VIII в.) и Хосровика Переводчика (VIII в.) говорится о том, что Григорий Просветитель в миссионерских целях приурочил даты некоторых христианских праздников к дням языческих празднований. Возможно, что такая практика имела место и позднее, т.к. известно, что совпадение соответствующих дней армянского календаря с юлианскими датами христианских праздников приходилось на 432, 464–468 и 552–556 гг. В армянской традиции все дни года делятся на Господние праздники (в широком смысле – 136 дней), дни памяти святых (112 дней) и постные дни (117дней). Большинство праздников и памятей подвижные, приурочены к определенным дням недели. К Господним относятся все праздники в честь Спасителя, Богородицы и Креста (всегда приходятся на воскресенья и имеют свои предпразднства и попразднства), а также праздники в честь церкви и все воскресные дни. Господние праздники никогда не соединяются с памятями святых. Пять главных Господних праздников (Богоявление, Пасха, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня) называются великими праздниками или праздниками шатров, по обычаю разбивать в эти дни шатры (ср. с библейским праздником Кущей).

 



 
PR-CY.ru