АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 19

Понедельники, следующие за великими праздниками, посвящены поминовению усопших. Пасхальный круг (24 недели, или 171 день) начинается за десять недель до Пасхи с Начального (предварительного) поста, продолжающегося неделю. Этот пост совпадает по времени с византийской Первой приготовительной сплошной седмицей, следующей за Неделей о мытаре и фарисее. В других восточных (нехалкидонских) церквах подобный пост назван в честь ветхозаветных ниневитян (ср.: Иона 3:5–10). По указанию Ивана Алексеевича Карабинова (1879–1937 гг.), ссылающегося на Иосифа Симона Ассемани (1686–1768 гг.), восточно-сирийская традиция относит его учреждение ко второй половине VI в., когда постившиеся три дня персидские христиане получили чудесное избавление от чумы. Армянский католикос Нерсес Шнорали в письме византийскому императору Мануилу I Комнину упоминает сирийский обычай и приписывает учреждение Начального поста Григорию Просветителю, связывая его с пятидневным постом наказанных Богом царя Трдата и его вельмож, после которого последовало их исцеление. Согласно комментариям на Лекционарий хорепископа Григора Аршаруни, этот пост был посвящён пяти ветхозаветным патриархам и начинался, как полагают исследователи, в субботу. В византийских богослужебных книгах упоминается, что в седмицу после Недели о мытаре и фарисее в практике нехалкидонитов противопоставляется запрет на пощение в эти дни. Великий пост начинается двумя неделями позже и продолжается семь недель, включая в себя и праздник Входа Господня в Иерусалим, и Святую неделю (т.е. Страстную седмицу). Последняя насчитывает восемь дней – от Лазаревой субботы до праздника Положения во гроб (Великой субботы) и включает воспоминание сотворения мира в Великий понедельник и гибель Содома в Великую среду. По мнению исследователей, в древности в Великий четверг приносилась жертва – пасхальный агнец, которого съедали в тот же день на трапезе, косвенно это подтверждается существованием рукописного сборника из свидетельств святых отцов и древних церковных писателей, составленного около 1170 г. в монастыре Ахпат с целью доказать, что Тайная Вечеря началась со вкушения пасхального агнца. Позднее жертва и трапеза стали совершаться на сам праздник Пасхи (в XII в. подобный обычай существовал и в Риме). Пасха (Затик) празднуется 39 дней, Вознесение – десять дней. Пятидесятница – семь дней, через пять недель после этого начинается пост перед праздником Преображения. Преображение (Айлакерпум), приходящееся на четырнадцатое воскресенье после Пасхи, седьмое после Пятидесятницы, празднуется три дня и завершает пасхальный круг. Другое армянское название праздника – Вардавар (т.е. Праздник роз), вероятно, сохранилось от языческого торжества в честь Афродиты, отмечавшегося в середине лета. Само название и некоторые обычаи этого языческого празднества получили позднéе христианское истолкование: историк Агафангел сравнивает Преобразившегося Христа с распустившейся розой, а народные обычаи обливания друг друга водой и выпускания на волю голубей стали напоминанием о библейском потопе и голубе, посланном патриархом Ноем (Быт. 7–8). Католикос Мовсес II (574–604 гг.) включил праздник Преображения в пасхальный круг.

 



 
PR-CY.ru