АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 14

Таинство покаяния как по древним рукописям, так и по печатному Маштоцу имеет сложное чинопоследование, включающее в себя множество библейских молитв и чтений; на практике исповедь ограничивается перечислением грехов кающимся, просьбой к священнику даровать разрешение; священник читает разрешительную молитву, включающую, в частности, слова из Евангелия от Матфея (18:18) и осенение кающегося знамением креста со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа». В современном армянском Маштоце существуют чины поставления чтеца, диакона, священника, епископа, католикоса. По рукописям известно, что в древности также была степень иподиакона; под влиянием римского обряда степень чтеца могла разделяться на степени привратника, чтеца, экзорциста и аколуфа; известно существование в древности степени хорепископа. Католикос считается высшим иерархическим саном священнослужителей (только католикос может возглавлять епископскую хиротонию и чин освящения мира); простые епископы могут различаться титулами (епископ, архиепископ или митрополит, экзарх или патриарх). Древние чинопоследования хиротесий чтеца и иподиакона состояли из псалма, возложения руки на поставляемого и молитвы; хиротоний диакона и священника – из псалма, объявления народу о имеющем совершиться рукоположении, возложения рук, возглашения формулы «Божественная и небесная благодать...», молитвы, диаконских прошений и ещё одной молитвы (рукоположение священника могло содержать несколько дополнительных молитв и чтений) – этот порядок ничем не отличается от византийского. Со временем армянские чинопоследования рукоположений испытали на себе влияние римского (в чины хиротоний священника, епископа и поставления католикоса было внесено помазание ставленника св. миром и проч.). Право поставления чтецов, рукоположения диаконов, священников принадлежит епископу; епископа – католикосу в сослужении двух епископов; возведения католикоса – 12 епископам. Рукоположение в священные степени совершается за литургией. Покрой и набор священных облачений клириков ААЦ частично заимствован из восточных обрядов, частично – из римского. Характер особых церковных степеней в ААЦ носят учёные степени вардапета (на русский часто переводится как «архимандрит», хотя вардапет, скорее, то же, что кандидат богословия) и верховного вардапета. Правом присвоения этих степеней обладает только епископ, имеющий степень верховного вардапета; степени присвояются путём особого рукоположения. Вардапет может замещать пустующую епископскую кафедру и пользоваться всеми административными правами епископа (но не может рукополагать клириков; рукоположения в этом случае совершают по просьбе вардапета епископы соседних епархий). Вардапетом, епископом и католикосом могут стать только безбрачные священники. Чинопоследования рукоположений содержатся в особых книгах (Маштоц дзернадрутеан). С большой торжественностью совершается раз в несколько лет чин освящения мира, которое в Средние века в Армении изготовлялось на основе кунжутного, а не оливкового масла (за недостатком последнего), с добавлением нектара из сорока видов цветов; ныне миро варят на основе оливкового масла.

 



 
PR-CY.ru