АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 17

На основании ряда критериев (общий план, система чтений, указания мест совершения служб – признак стационального богослужения) он выделил два типа армянского Лекционария – иерусалимский и неиерусалимский. Иерусалимский тип Лекционария содержит следующие чтения: Богоявления и его попразднства (5–11 (12) января), сред и пятниц Великого поста, понедельника, вторника и четверга второй недели Поста, всех дней Страстной седмицы (от Вербного воскресенья до Великой субботы) и Светлой седмицы (включая второе воскресенье), Пятидесятницы, памятей некоторых святых, а также отдельно – 19 чтений для катехуменов. Некоторые чтения из Ветхого Завета кануна Богоявления (5 января) и кануна Пасхи (вечер Великой субботы) совпадают (Быт. 1–3, Исх. 14–15, Дан 3). Архаической особенностью, известной также по описанию иерусалимского паломничества Эгерии (конец IV в.), является отсутствие в Лекционарии чтений для суббот и воскресений всего года. Епископ Григор Аршаруни в своих комментариях также умалчивает о субботних и воскресных чтениях периода Великого поста и свидетельствует, что для Начального поста, праздника Преображения и других дней, кроме сред и пятниц, богослужебных чтений установлено не было. Особые чтения для суббот и воскресений появляются позднее (например, в рукописи середины XIV в.). Показателем древности этого типа Лекционария является также небольшое число содержащихся в нём имён святых. Свидетельством смешения в Лекционарии двух календарных систем является повторение некоторых памятей святых (первомученика Стефана – 7 января, 26 декабря и в Светлый понедельник, св. Иннокентия – 8 января и 18 мая). Иерусалимский тип с течением времени претерпел ряд изменений в плане (в том числе в составе дополнительных статей), числе праздников и чтений (тенденция к увеличению), рубриках (приспособление иерусалимских реалий к армянским). Неиерусалимский тип, представленный рукописями, датируемыми не ранее XIII в., отражает более позднюю стадию развития армянского богослужения, с характерными для неё византийским, сирийским и латинским влияниями. По мнению Рену, о влиянии константинопольской традиции свидетельствует появление отдельной книги Лекционария для периода от Пасхи до Пятидесятницы (по аналогии с византийским Пентикостарием) и трёх псалмов перед литургическими чтениями в тот же период года (по образцу византийской службы трёх антифонов). В современном Лекционарии чтения на праздник Богоявления (Тит. 2:11–15; Мф. 1:18–25) соответствуют древним. В каждое из шести следующих воскресений читаются вторая, третья, шестая и седьмая главы Евангелия от Иоанна и главы из Посланий к Тимофею и Послания к Титу апостола Павла, им предшествует чтение из Книги пророка Исаии (вплоть до Пасхи, в продолжение года используется чаще других ветхозаветных книг). В первые два воскресенья Великого поста читается Послание к Римлянам (тринадцатая, четырнадцатая и двенадцатая главы) и Евангелие от Матфея (шестая и пятая главы – части Нагорной проповеди), в следующие три воскресенья – разные послания апостола Павла и Евангелие от Луки (пятнадцатая, шестнадцатая и семнадцатая главы).

 



 
PR-CY.ru