АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 15

Чин освящения храма в армянской традиции имеет тесные параллели с византийской, в его составе следующие основные части: 1) служба накануне дня освящения; 2) обряды входа в храм; 3) установка верхней доски престола; 4) омовение престола; 5) помазание св. миром престола и храма (внутри и снаружи); 6) облачение св. престола; 7) заключительные обряды; 8) совершение литургии в новоосвящённом храме. К освящению храма или его частей также относятся чины закладки церкви, освящения врат храма, купели, переосвящения осквернённой церкви или церкви с разрушенным престолом, благословения церковных фресок (вероятно, перенесения св. мощей). Существуют чины освящения потира и дискоса, облачений, литургических книг, била, напрестольного креста (освящение двух последних предметов сопровождается помазанием св. миром). Чин пострижения в монашество и сопутствующие чины встречаются в рукописях, но в современном Маштоце и на практике чины пострижений отсутствуют; сохраняется только институт безбрачного духовенства (часть которого проживает в монастырях). Отпевание священников в ААЦ отличается от отпевания мирян, в частности, тем, что тело усопшего священника помазывается св. миром. В Маштоце содержится также целый ряд других чинов (например, причащения больных и умирающих, освящения воды, различных благословений). Яркая особенность армянского богослужения – обряд принесения животных в жертву (матал), имеющий характер частной требы. В жертву может быть принесено только животное мужского пола, не имеющее физического недостатка; жертва приносится в дни поминовения усопших близких, в праздники, как благодарность за какое-либо благодеяние. Жертвенному животному (тельцу, ягнёнку, барану, петуху или голубю) вначале дают съесть освященной соли, затем его после нескольких библейских чтений и молитвы (содержащей прошение о благосклонном принятии жертвы) закалывают на церковном дворе у стоящего там креста (кроме голубя, которого отпускают в небо). Мясо жертвенного животного раздают бедным; варить его разрешается только с освящённой солью. Практика приношения животных в жертву часто служила грекам поводом укорять армян в иудействе и нечестии; армянские авторы в свою защиту указывают на благотворительный характер жертв (помощь бедным) и на ветхозаветную традицию. Чин жертвоприношения связан с агапами и даже называется этим словом в некоторых армянских источниках. Исследователи отмечают, что чин жертвоприношения существует и в православной традиции – молитвы над приносимым в жертву агнцем или тельцом (часто с уточнением «за умерших») и над солью встречаются в грузинских рукописных Требниках и иногда – в греческих; обычай отдавать в храм животных в качестве жертвы существует в Грузинской церкви и в настоящее время. В основу церковного календаря первоначально был положен 200-летний круг Андрея (брата епископа Магна), начинавшийся в 353 (354) г. В 551 г. Атанас Таронаци разработал новый календарь. Год в нём начинался с первого числа месяца навасард (в 552 г. это соответствовало 11 июля по юлианскому календарю) и состоял из 365 дней, високосных годов не было. В 560 г. в Армении был принят счёт лет по 532-летним циклам, разработанный александрийцем Эасом.

 



 
PR-CY.ru