АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 26

Напевы и слова некоторых тагов, в том числе знаменитой «Птицы», традиционно приписываются Григору Нарекаци (Х в.). Среди других авторов тагов – братья католикосы Григор III Пахлавуни и Нерсес Шнорали (XII в.), Ованнес Ерзнкаци (Плуз) и Константин Сисеци (XIII в.), епископ Аракел Сюнеци (XIV–XV вв.). Гандз, нарративный по словесной форме, является первым элементом праздничного цикла песнопений – гандзшарка, сформировавшегося в творчестве Григора Нарекаци и включающего в себя также жанры таг, мегеди (меледи) и ордорак (йордорак). Первая и последняя из четырёх частей гандзшарка имеют речитативно-псалмодический характер, две средние, лирические – мелизматический. Искусство мелизматического пения с элементами маньеризма процветало в Киликийской Армении (XII–XIV вв.); многие его образцы собраны в певческих книгах Манрусум, отличающихся необычайно густой фактурой хазового письма. До середины XIX в. традиционная армянская музыка сохраняла строго монодический склад, однако во второй половине столетия светские и церковные музыканты начали перелагать церковные и фольклорные напевы на европейский лад. Так, композитор Макар Григорьевич Екмалян (1856–1902 гг.), выпускник Санкт-Петербургской консерватории (ученик Николая Андреевича Римского-Корсакова), обработал Патараг для четырёхголосного смешанного хора; обработка М.Г. Екмаляна, опубликованная в 1892 г., поныне исполняется в армянских церквах. В 1870 гг., при католикосе Георге IV, в Вагаршапате Никогос Ташчян (1841–1885 гг.) и М.Г. Екмалян осуществили издание певческих богослужебных книг в армянской нотописи (Патарагаматуйц, 1874, 1878 гг.; Шаракноц, 1875 г.; Жамагирк, 1876 г.). Деятельность М.Г. Екмаляна, а также авторов многочисленных обработок фольклорного материала Хачатура (Христофора) Кара-Мурзы (1853–1902 гг.), Никогайоса Тиграняна (1856–1951 гг.) и некоторых других музыкантов подготовила почву для разностороннего творчества архимандрита Комитаса (Согомоняна; 1869–1935 гг). Помимо обработок народных песен архимандрит Комитас создал свой вариант многоголосного Патарага, который в эстетическом отношении превосходит обработку М.Г. Екмаляна. Работая с мелодическим материалом народной и традиционной церковной музыки, он опирался на результаты своих исследований по структуре армянских ладов, которые трактовал как состоящие из сцеплённых тетрахордов (т.е. аналогичные ладам некоторых древних древних монодических культур). В отличие от своих старших современников, стремившихся « втиснуть» исконные армянские мелодии в рамки стандартной европейской функциональной гармонии XIX в., архимандрит Комитас бережно относился к ладовой природе напевов. Разработанный им оригинальный, изысканный и экономный гармонический язык по своим принципам родствен так называемой мелодической тональности французских импрессионистов. Опыт Комитаса по осуществлению синтеза исконного наследия и европейской техники был продолжен и развит ведущими армянскими композиторами ХХ в., в том числе Аветом Рубеновичем Тертеряном, Тиграном Егиаевичем Мансуряном, Ашотом Патвакановичем Зограбяном, Ервандом Ерканяном.



 
PR-CY.ru